СМИ. Свободные экономические зоны свободными не стали? Несколько фактов об упадке СЭЗ Бишкека

0
1847

28 октября. BizNews — В середине августа этого года президент Сооронбай Жээнбеков в очередной раз посетил СЭЗ Бишкек. Он осмотрел несколько предприятий. Но как оказалось, большинство субъектов СЭЗ узнали о визите главы государства из средств массовой информации. Хотя руководители некоторых предприятий очень хотели бы рассказать президенту о реальной ситуации.

«Во всем мире к свободным экономическим зонам особое отношение со стороны властей. Потому что СЭЗ представляют особую ценность для развития экономики и человеческого потенциала. Сейчас нашим СЭЗ нужна постоянная поддержка со стороны государства. И в первую очередь главы государства», — отметили представители Американской торговой палаты в КР.

Эксперты все чаще говорят о том, что нынешняя модель управления свободными экономическими зонами в Кыргызстане устарела и не оправдывает себя. Вот только некоторые красноречивые факты, подтверждающие это.

Из пяти СЭЗ на территории Кыргызстана хоть какую-либо деятельность ведут только две – Бишкекская и Нарынская.

В 2016 году 65% произведенной в СЭЗ Бишкека продукции было реализовано внутри Кыргызстана. Хотя свободные экономические зоны создавали для развития именно экспортного потенциала.

Пик инвестиций в СЭЗ Бишкека пришелся на 1998 год. Потом он резко упал. И только в 2016 году за счет прихода трех крупных инвесторов объем инвестиций достиг показателей 1998 года.

Рабочих мест в СЭЗ Бишкек столько же, сколько было 15 лет назад. Получается, что сейчас там на один гектар приходится только 10 рабочих.

С каждым годом число субъектов СЭЗ Бишкека сокращается. На данное время только 329 из 1 300 компаний смогли пройти перерегистрацию в Министерстве юстиции и генеральной дирекции.

«Одна из причин таких показателей – многочисленные изменения в законодательство о свободных экономических зонах, — считает директор Ассоциации инвесторов СЭЗ Бишкека Ахунбай Кошоев. – Когда СЭЗ только создавали, инвесторам гарантировали, что условия их работы меняться не будут. Но на деле все оказалось наоборот. При этом государство не желает слышать нашего аргумента о том, что законы обратной силы не имеют. И что новые правила не могут быть применимы к тем субъектам, которые начали работать до введения этих самых правил».

Второй проблемой, по мнению экспертов, является сама генеральная дирекция «СЭЗ Бишкек». По логике она должна представлять интересы резидентов перед государственными и иными учреждениями, заниматься маркетингом и помогать предприятиям продвигаться на рынках Кыргызстана и зарубежья. На практике все обстоит иначе.

Например, ряд руководителей дирекции судились с иностранными инвесторами и в итоге проиграли в международных судах. Все это отразилось на имидже СЭЗ. И привело к 10-кратному падению инвестиций в СЭЗ в течение 10 лет.

Особым вопросом является использование средств, которые собирает гендирекция с субъектов. Сейчас она получает 1% с экспорта резидентов за пределами страны и 2% с их продаж на территории Кыргызстана, плюс аренда помещений и земли собирает 2%. Куда же уходят эти деньги?

Находящиеся в СЭЗ компании жалуются, что в развитие инфраструктуры не вкладывается. Кстати, и президент во время своего визита в июле 2018 года обратил внимание на неразвитость инфраструктуры свободной экономической зоны Бишкека. И поручил генеральной дирекции совместно с Российско-кыргызским фондом развития решить эту проблему. Пока ничего не изменилось.

У субъектов СЭЗ очень много вопросов к генеральной дирекции и по другим поводам. Между ними постоянно происходят конфликты, которые нередко доходят до судов. Главное же, чего хотят инвесторы, – защиты своих прав, стабильности и понимания, куда движется свободная экономическая зона. Для этого нужна долгосрочная стратегия развития, разработанная генеральной дирекцией. А ее до сих пор нет. И это порождает очень много сомнений по поводу качества работы генеральной дирекции и ее руководителя.

Кстати, одним из показателей работы нынешнего генерального директора СЭЗ Дуйшена Ирсалиева (экс-глава ФУГИ. — Прим. Kaktus.media) может служить тот факт, что количество новых резидентов СЭЗ Бишкека с каждым годом уменьшается. Если в 2015 году в СЭЗ появилось 17 новых предприятий, то в 2016 году, когда Ирсалиев был назначен на эту должность, их прибавилось только на 16, а в 2017 году вообще только на 9.

Показатели деятельности «СЭЗ Бишкек» у бизнес-сообщества вызывают вопрос: чего ждет от свободных экономических зон страны правительство, если оно мирится с такими показателями работы? Арендаторы при этом видят, что гендирекция выступает против изменения правил формирования и управления свободными экономическими зонами.

На сегодняшний день многие субъекты СЭЗ и эксперты в области экономики уверены, что необходимо кардинально изменить систему работы свободных экономических зон в Кыргызстане. Тогда они будут демонстрировать рост и свой существенный вклад в экономику страны. Тогда появятся новые рабочие места и новые инвестиции. В общем, тогда СЭЗ будут оправдывать свое предназначение, чего ни при нынешнем менеджменте, ни при госполитике (а точнее, ее отсутствия) ждать не приходится.

Источник: Kaktus.media

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here