Айнура Чекирова: «Явное стало тайным»

0
971

Анализ регулятивного воздействия в Кыргызстане разными субъектами применяется в разных ролях. Для субъектов законотворческой инициативы- это пустая формальность, которую необходимо выполнить фиктивно чтобы не было нарушений этапов законотворческого процесса. Для бизнес-сообщества- это единственный инструмент вовлечься в процесс разработки регуляторных нормативных актов, а также исключить не выгодные для бизнеса инициативы или напротив отстоять благоприятные для бизнес-среды проекты решений. Как видно, каждая группа применяет АРВ в удобном для себя фокусе. Однако истинная роль АРВ заключается в совершенствовании регуляторной политики государства для сокращения издержек экономики страны.

Возникшая ситуация вокруг проекта новой редакции Налогового кодекса вновь демонстрирует с одной стороны не способность государства эффективно использовать формат “Открытого Правительства”, с другой стороны формирование у бизнес-сообщества навыков применять АРВ как инструмент вовлечения себя в процесс разработки регуляторной политики.

На рубеже 2007 года после событий 2005г. в стране никак не удавалось найти что-то такое, что могло занять умы гражданского общества той его части, которая так или иначе была связана с экономикой и социально-экономическими процессами в обществе. Разработка редакции Налогового кодекса от 2008г. стало консолидирующие общество темой.  Управление общественно-политическим процессом в стране требует от власти обеспечения политической стабильности посредством вовлечения широкого круга  ярких представителей гражданского общества  в процесс, волнующий всех.

При этом результат не особо важен —  важен сам процесс т,е.  необходима простая занятость умов и их времени. Благодаря вовлечению в 2008г. в процесс разработки проекта Налогового Кодекса, который был назван «Конституцией для бизнеса», широко круга участников  удалось получить документ, которые ещё на стадии разработки был одобрен и согласован с обществом и в этом есть положительный момент для системы государственного управления.  Именно своевременное вовлечение общественности, в т.ч. бизнес-сообщества позволило выработать Налоговый кодекс, к которому “претензий” общество не имело. Процесс по консолидации бизнес-сообщества вокруг проекта редакции Налогового кодекса не мог не сказаться на кооперации бизнес-ассоциаций. Следствием такого масштабного процесса было создание зонтичных ассоциаций, которые благополучно функционируют по сей день и обеспечивают для государства обратную связь с бизнес-средой.

Такого долгоиграющего эффекта вероятно никто и не ожидал. Однако яркая демонстрация демократического процесса в 2008г. создала веру бизнес-ассоциаций в способность влиять на государственную регуляторную политику.

Сегодня ситуация напоминает период вовлечения общества, но уже на стадии появления документа с включением туда тех изменений на которые одобрения не было от бизнес-сообщества. Работа по разработке новой редакции шла на протяжении 1 года, однако не в формате АРВ. Бизнес-среда обязательно напомнила, что АРВ к проекту Налогового кодекса на общественные обсуждения не было вынесено. Потому как АРВ является одним их инструментов, позволяющий гражданскому обществу участвовать  при разработке проекта НПА, т.е. быть вовлечёнными в процесс он был в числе аргументов бизнес-сообщества. Такая ситуация стала лакмусовой бумажкой отразившей вообще суть и содержание процесса законопроектной деятельности в стране.

Другим не менее интересным примером является процесс инициирования проекта закона о промышленно-производственных зонах КР. Намерение Правительства создать правовое поле для развития промышленных комплексов, совмещенное с ожиданиями бизнеса демонстрирует широкую поддержку со стороны бизнес-сообщества. Своевременное вовлечение заинтересованных сторон в процесс проектирования управленческого акта и учет баланса интересов существенно влияет на доверие бизнеса к инициируемому решению.  Работа по разработке проекта закона о промышленно-производственных зонах была выстроена изначально с привлечением представителей бизнес-ассоциаций в формате АРВ. В результате согласованной работы бизнеса и государства был разработан рассматриваемый ныне в стенах Министерства экономики проект закона. Правительство сэкономило свои ресурсы за счет эффективной коммуникации с заинтересованными сторонами. Сегодня мы видим активную поддержку действий Правительства в данном вопросе со стороны бизнес-сообщества.  АРВ служит эффективным инструментом управления общественными процессами, а также обеспечивает реализацию принципа открытого Правительства с демократическими методами регулирования предпринимательской деятельности.

Высвеченная проблема вокруг АРВ и проекту НПА и собственно сам процедурный процесс продвижения законопроекта от правительства к  парламенту ярко демонстрирует, что АРВ может играть несколько ролей в различных ситуациях.

Однако сам законодатель до сих пор не определился, что есть АРВ в законопроектной деятельной и как влияет  на систему госуправления. В данном случае возникает несколько вопросов: влияет ли результат АРВ на решение (принятие/отклонение проекта НПА); или АРВ это есть механизм согласования, одобрения ещё до внесения законопроекта; или АРВ это собственно есть технология создания проекта НПА, в результате использования  которой  появляется удовлетворяющий все стороны участников  правоотношений законопроект.

Ситуация вокруг Налогового кодекса высветила одну основную проблему – вопроса открытости законопроектной деятельности и системы документооборота. Перед государством возникают вопросы:

  1. Почему до сих пор АРВ не стал документом влияющим на решение.
  2. Почему до сих пор АРВ не стал общедоступным доказательством выбранного варианта регулирования правоотношений.
  3. Когда же будет закреплено обязательное требование о публикации всего пакета документов содержащих доказательства и обоснование выбранного варианта регулирования – приемлемого т.е. лучшего из всех рассмотренных.
  4. Почему порученческие акты лиц, принимающих решения становятся основанием для государственного вмешательства в бизнес, а не разумные расчеты, анализ и оценка

Аналитический центр БизЭксперт убежден, что государству пора менять отношение к АРВ и воспринимать его не как формальную справку к проекту нормативного акта, а как технологию принятия регуляторных решений. Избыточный законотворческий процесс пора привести в порядок и обеспечить его последовательность, системность, иначе издержки государственного бюджета по написанию проектов законов будут все больше поглощать общественно значимые ресурсы страны и приведут к тиражированию “неразумного” регулирования.

 

Эксперт АЦ «БизЭкперт» — Айнура Чекирова

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here