В мире. Чем маркировка обуви грозит рынку логистических услуг России

0
130

16 июля. BizNews — С 1 июля в России обязательна маркировка обуви. Государство утверждает, что она поможет бороться с контрафактом, которого на рынке, по разным оценкам, от 10 до 35%. Одно из звеньев, кому система выгодна, — крупные логистические операторы/

С 1 июля в России стала обязательна маркировка обуви. Одна из целей создания системы — борьба с нелегальной продукцией. Для того чтобы разобраться, насколько важно решить эту задачу, нужно понимать, каков объем такой продукции на рынке.

Серая обувь

По оценкам представителей логистических компаний, работающих с обувью, доля контрафакта на обувном рынке может достигать 30–35% в зависимости от сегмента.

Юридически контрафактным называется товар, созданный на основе существующего оригинала с нарушением прав на интеллектуальную собственность. Иными словами, обувь с логотипом известного бренда, выпущенная нелегально, — это контрафакт.

Также в России контрафактом считается и параллельный импорт, то есть ввоз оригинальных товаров по неофициальным каналам (не через официального дистрибьютора). С точки зрения бизнеса наличие такого вида импорта в России можно рассматривать как положительный фактор, а вот для потребителя он может означать (и обычно означает) завышенную цену вследствие ограничения конкуренции.

Помимо контрафактной продукции существует контрабандная продукция, которая нелегально ввезена на территорию РФ. Объединив понятия «контрафактный», «контрабандный» и «нелегально произведенный» (без уплаты налогов на подпольных фабриках) в «нелегальный», можно смело говорить о 25–30-процентной доле рынка такой обуви. В магазинах класса премиум доля контрафакта с большой вероятностью значительно ниже из-за необходимости продавцов «блюсти марку». Так же как и в крупных сетях, которые находятся на особом контроле со стороны разных проверяющих органов (по рангу, принадлежности и географии).

Почему маркировка, скорее всего, не решит проблему контрафакта

На сайте национальной системы цифровой маркировки «Честный знак» (система, созданная Центром развития перспективных технологий — ЦРПТ) указаны выгоды для бизнеса от введения маркировки:

рост выручки за счет вытеснения нелегальной продукции с рынка;
равные условия конкуренции;
оптимизация процессов и снижение издержек;
повышение качества бизнес-аналитики на основе данных системы;
защита бренда добросовестного производителя.

Эти «выгоды» выглядят, на мой взгляд, несколько надуманными и не везде достижимыми. Сама по себе маркировка вряд ли сможет решить проблему присутствия на рынке контрафакта, потому что:

нелегальный товар уже находится вне правового поля, принятие новых законодательных инициатив само по себе не может изменить ситуацию;
доходы от нелегального бизнеса значительны и для отказа от них требуется побудительный мотив.

Мероприятия по маркировке совместно с созданием системы контроля наличия и достоверности информации на маркировочном ярлыке (ярлык — условное понятие), а также обеспечение повсеместного применения онлайн-касс могут изменить ситуацию. Эти меры увеличат издержки нелегальных игроков, заставят их закладывать в стоимость товаров затраты на уход от наказания и риски. Как следствие, это снизит привлекательность нелегального товара для потребителя.

Кто в выигрыше от маркировки

Производители понесут дополнительные затраты собственно на маркировку.

Помимо этого могут вырасти цены на логистические услуги и затраты на организационные расходы, связанные с:

получением GTIN’ов (международный код маркировки и учета логистических единиц, разработанный и поддерживаемый GS1);
подключением к системе маркировки «Честный знак»;
адаптацией софта и оборудования.

Крупные разработчики внедрят в ПО функционал, необходимый для интеграции с программами для маркировки товара. Поэтому логистическим операторам, которые пользуются ПО таких разработчиков, будет проще, чем тем, которые работают в «самописных» программах.

Кроме того, пока ЦРПТ и таможня не могут точно определиться, обязательно ли наносить маркировку перед ввозом товара на территорию РФ или можно нанести ее на таможне, на складе временного хранения (СВХ).

Ранее предполагалось, что товары нужно будет ввозить в страну уже промаркированными. Но в начале июня рабочая группа по маркировке обуви предположила, что можно попробовать маркировать и на СВХ. Предположительно, такую позицию могут лоббировать владельцы СВХ. Участники внешнеэкономической деятельности давно считают их услуги искусственно навязанными и не создающими никакой ценности. А тут маркировка. Однако для мелких участников рынка, которые не могут обеспечить маркировку у производителя, это был бы очень удобный вариант. Хотя, вероятно, дорогой.

Не стоит забывать о том, что кроме тех, кого напрямую касается введение маркировки (производителей, импортеров, оптовых и розничных торговцев), в цепи поставок участвуют логистические и складские операторы, а также транспортные компании.

Они должны будут обеспечить участников процесса оборудованием для считывания индивидуальных и агрегированных кодов (кодов грузовых единиц, к которым привязан конкретный набор индивидуальных кодов маркировки) и для работы с маркированной обувью в процессе международной доставки и таможенного оформления.

Более того, чтобы наносить агрегированные коды, логистическим операторам придется создавать укрупненные грузовые места на складах.

Крупные логистические операторы давно участвуют в пилотных проектах и пытаются доносить мнение до государства в лице Минпромторга и ЦРПТ, чтобы сделать систему жизнеспособной. По мнению директора по маркетингу логистической компании AKFA Андрея Просвирина, логистический оператор должен обеспечить производителям возможность работы в соответствии с требованиями закона и связанные с этим затраты — нормальное явление. Но это мнение крупного оператора, который планирует вернуть инвестиции в процессе обслуживания крупных заказчиков.

Однако процесс маркировки с большой вероятностью вытеснит с рынка тех, кто не эксплуатирует складские комплексы высокого класса, не вкладывается в инфраструктуру и программное обеспечение.

С одной стороны, это можно рассматривать как плюс внедрения системы маркировки. Но с другой — сокращение предложения и рост затрат операторов приведут к удорожанию их услуг.

Лозунги про «необходимое высокое качество сервиса» — это про конкурентную борьбу логистических провайдеров за клиента. А вот приемлемый уровень качества сервиса определяет заказчик. Предложение порождает спрос. И на рынке не было бы предложений на складах класса C и ниже, если бы они не нужны были заказчикам. Получается, что о бизнесменах «позаботились» против их воли.

Большинство крупных ретейлеров работают с крупными логистическими операторами. Однако кто-то работает и с небольшими компаниями. Поэтому я рекомендую проверить, насколько ваш складской оператор готов к работе с системой маркировки.

Регулировка товарных потоков

Как ЦРПТ будет использовать данные обо всех движениях товаров

Важный плюс/минус системы маркировки и прослеживаемости заключается в том, что данные обо всех движениях товара становятся доступными стороннему игроку — компании ЦРПТ. Эти данные — коммерческая тайна конкретного продавца/поставщика.

Можно просто вспомнить печальную практику по привлечению силовиков к корпоративным спорам. Ведь в системе «Честный знак» будет храниться информация обо всех перемещениях товаров по всей стране, причем не в ретроспективе, а в виде среза в реальном времени. Таким «оркестром» можно очень успешно дирижировать, как дорожным потоком: одним — зеленый, другим — красный свет. И вот на рынок (поделенный и ограниченный) попадают товары определенного поставщика.

Как поступить с обувью, которую завезли в Россию до начала процесса маркировки

Еще один крайне сложный и болезненный вопрос — маркировка остатков обуви. Как быть с той обувью, которую завезли в РФ еще до внедрения процесса маркировки? Хорошие новости: на последнем обсуждении рабочей группы по маркировке обуви было принято решение значительно отодвинуть сроки продажи остатков, и обувщики вздохнули с облегчением.

Все ли готовы будут потратиться на внедрение электронного документооборота

В свете вопросов маркировки продукции в целом и обуви в частности нельзя не вспомнить про электронный документооборот (ЭДО). Система подразумевает, что без него не обойтись. Значит, тем, кто еще не использовал ЭДО во взаимоотношениях с контрагентами, придется его применять. Это дополнительные затраты как на его использование, так и на внедрение.

Нельзя забывать и то, что вывод товара из оборота (например, для внутреннего потребления) — это тоже контролируемая процедура, о которой нужно отправлять информацию в систему «Честный знак». Кроме того, в систему нужно передавать информацию о возврате потребителем обуви с неповрежденным кодом. Если на паре обуви повреждена маркировка, то ее надо маркировать заново.

Ист: РБК

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here