Современный ритм жизни, большое разнообразие отношений при производстве товаров и услуг, требует от законодательства новых форм правового регулирования подобных отношений, уходя от традиционных трудовых либо гражданско-правовых.
В Кыргызстане принято отождествлять индивидуальную предпринимательскую деятельность с формами реализации своих трудовых и профессиональных навыков. Для обоих категорий граждан накладывается налоговая ставка предпринимателя. Однако не стоит забывать, что доход предпринимателя по структуре существенно отличается от дохода самозанятого гражданина.
Самозанятое население реализуя свои трудовые и профессиональные навыки, не преследует получение прибыли. Потому и налоговая нагрузка на эту категорию граждан должна быть совершенно иной и выделяться в самостоятельную категорию налогоплательщиков. Ведь самозанятость снижает социальную нагрузку с государства, снимая с учета безработных и предоставляя им заработок за свой труд и знания.
Ещё в 2008 году шла разработка проблем теневой экономики, в частности рассматривался вопрос легализации доходов самозанятых физических лиц в преддверии введения декларирования доходов физических лиц осуществляющих предпринимательскую, профессиональную и индивидуальную трудовую деятельность. В тот период возникли споры, что считать не законной предпринимательской деятельности физических лиц, граждан которые не извлекают прибыли от деятельности (де юре не подпадают под определение предпринимательской деятельности ), как выделить в отдельную категорию граждан имеющих дополнительный трудовой доход, или основной. Было понимание, что огромная армия граждан получают доход в виде вознаграждения за труд, но при этом, ни они сами, ни государственная система не отождествляют их с предпринимателями, но в отдельных случаях могут относить их индивидуальной предпринимательской деятельности практически все сошлись во мнении, что хорошо, что такая категория лиц не обращается к государству за социальной поддержкой, а величина их доходов иногда ниже допустимого порога, т.е. не интересна с точки зрения величины возможных доходов бюджета и дороговизны администрирования.
Вторично вернулись к проблеме самозанятых, уже разрабатывая программы поддержки сокращения бедности. Третий и более чувствительный подход был проработан с точки зрения возникновения коррупционного риска в случае введения тотального контроля посредством декларирования доходов лиц приобретающих патенты (добровольный патент) ,но не отождествляющих себя с предпринимателями (такие категории как швея, сапожник, репетитор, слесарь автосалона по гражданскому найму и т.д.) Позиция ГНС всегда сводилась, что для них налогоплательщик и есть налогоплательщик и изменение их правового статуса не влияет ни на что. Четвёртый возврат к вопросам и проблемам самозанятых состоялся в 2016 году при разработке программы развития сектора ремесленников, где при анализе субъектного состава участников этого сектора была выявлена целевая группа ремесленников, осуществляющих свою трудовую деятельность по заказу, в отдельных случаях по скрытому найму (трудовые отношения как таковые отсутствуют нет договора найма есть заказ на продукцию, изготовление которой идёт из давальческого сырья заказчика или торгового посредника). Также выяснилось, что огромная армия самозанятых лиц просто не учтена так как считается занятой в другой сфере, ведущих домашнее хозяйство имеющих земельный участок.
Идентификация правового статуса самозанятых лиц требует внесения дополнений в Гражданский, в Трудовой, Налоговый, и ряд других документов, в том числе и нормативных документов статкома, и НПА социальной сферы (вопрос социальной защиты частично, дополнительно, занятых, самозанятых).
В отличии от Кыргызстана, к решению данной проблемы уже приступили наши партнеры по ЕАЭС. Так Министерство юстиции Россиской Федерации разработало законопроект, определяющий признаки самозанятых граждан. Согласно документу, самозанятые не должны быть индивидуальными предпринимателями и обязаны будут встать на налоговый учет. Всего в России насчитывается от 15 до 22 миллионов самозанятых граждан. Самозанятыми они признают «физические лица, самостоятельно осуществляющие на свой риск направленную на систематическое получение прибыли деятельность по оказанию услуг, выполнению работ для физических лиц, основанную исключительно на личном трудовом участии, в том числе во время, свободное от исполнения обязанностей по трудовому договору». Более того с 2017 года в России вступил в силу закон о двухлетних налоговых каникулах для самозанятых, которые встали на учет в налоговые органы. По оценке председателя комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергея Рябухина, сегодня в России от 15 до 22 миллионов самозанятых.
АЦ «БизЭксперт»
Айнура Чекирова