Министерством экономики Кыргызской Республики совместно с Аналитическим центром «БизЭксперт» при поддержке программного офиса ОБСЕ в Бишкеке, на основе инициатив бизнес-сообщества в преддверии проведения итогового заседания Совета по регулятивной реформе при Правительстве Кыргызской Республики в рамках реализации мониторинга исполнения Решений Совета, был проведён круглый стол: «Перспективы регулятивных реформ на основе опыта, итогов мониторинга решений Совета по регулятивной реформе при ПКР».
Целью такого мероприятия было экспертное обсуждение результатов третьего этапа Регуляторной реформы – мониторинга исполнения решений Совета и оценка достижения результативности исполнения решений. Текущей задачей стало обсуждение и выработка предложений по дальнейшему продвижению регуляторной реформы, рассматривались проблемы осуществления внешнего экспертного контроля-мониторинга за соответствием вносимых проектов НПА целям реформы, а также обсуждена проблема выработки действенного механизма принуждения при реализации принятых НПА и достижения фактического результата в виде экономических выгод сторон с учётом итогов мониторинга.
Участники выразили озабоченность и обозначили основной риск — как не достижение целей реформы, вследствие отсутствия ресурсов у секретариата Совета на продвижение реформы в условиях наличия фактора «межведомственного взаимодействия». Экспертами обозначены шаги по дальнейшему проведению реформы. Высказано мнение о наличии в законодательстве достаточных инструментов анализа и оценки, и ранее определены организационные формы и порядок участия сторон в принятии решений и подготовки проектов НПА, направленных на регулирование предпринимательской деятельности. Обозначена необходимость осуществления мониторинга и проведение экспертной оценки, в том числе тех законодательных инициатив, которые появляются вне исполнения Решений Совета. Предложено подумать над созданием совместной системы оценки регулятивных инициатив (законодательных инициатив) в парламенте с оценкой реализации норм и положений законов при участии бизнес сообщества, в том числе на площадке Совета при Торага ЖК (Бизнес Кенеше), что надо рассматривать как развитие формы общественного контроля за реализацией принятых законов, кодексов, для достижения результата.
Отдельной частью круглого стола стало выражение благодарности партнёру по развитию — Программному офису ОБСЕ в Бишкеке, непосредственно четырем экспертам АЦ «БизЭксперт» за проделанную работу от Национального Альянса Бизнес Ассоциаций КР, что солидарно поддержано всеми участниками круглого стола.
Участники сошлись во мнении о необходимости практического запуска четвёртого этапа реформы — мониторинга реализации принятых НПА и проведения периодической оценки результативности принятых решений и принятых НПА, затрагивающих интересы предпринимателей. Предложено сосредоточиться на проведении оценки результативности госрегулирования (достижение целей регулирования) и экономических выгод сторон и достижения общественной полезности реформ.
В первой части были заслушаны доклады о состоянии регуляторной реформы и достижении поставленных целей (принятия рекомендованных НПА). Приведены данные, отражающие результат управленческого воздействия и представлены фактические показатели достижения поставленных целей мониторинга — третьего этапа реформы. Были рассмотрены проблемы и обозначены возможные цели регуляторной политики в стране, а также участники затронули проблему неисполнения отдельными органами, обладающими правом законодательной инициативы, требований законодательства Кыргызской Республики об Анализе регулятивного воздействия, согласно которым АРВ является основным инструментом анализа и оценки регулирования. Представители ассоциаций высказались о проблемах с устойчивостью реформ, целеподчинённостью в системе госуправления и запутанности механизмов принятия решений о введении, отмене, совершенствовании госрегулирования.
После подведения промежуточных итогов было выражено общее мнение о необходимости продолжения и активизации участия бизнеса и вовлечённости на всех этапах реформы. Предложено продолжить проведение совместной оценки и мониторинга реализации в целях достижения результата. Отдельной темой обсуждения стало установление понятных и простых для сторон индикаторов достижения целей регуляторных политик, и определение конкретных отраслевых направлений реформ на основе отраслевого, секторального, в том числе и регионального подхода, проведение экономической оценки, на основе монетезированных индикаторов достижения целей, как в части регулирования, так и в отношении целей — экономических выгод от проводимых реформ.
В результате обсуждения и представления экспертных рекомендаций предложено к предстоящему заседанию Совета по Регулятивной реформе при ПКР вынести следующие предложения:
— на заседании помимо отчётности госорганов по итогам мониторинга определить дальнейшие шаги реформ;
— по итогам круглого стола необходимо проинформировать ассоциации и заинтересованные организации, партнёров по развитию о выработанных предложениях по основным направлениям регуляторной реформы и проектировании регуляторных политик.
— провести широкую информационную компанию о достигнутых показателях мониторинга и завершении третьего этапа реформы на примере сокращения 5 административных процедурах и достижении результата – сокращения издержек бизнеса.
Участниками инициированы следующие предложения:
- Определить шаги дальнейшего этапа регуляторной реформ, для удержания смыслов и формирования целей регулятивных политик, подчинённых целям развития, сформировать группы экспертов из числа заинтересованных организаций для установления «фильтров», а также поддержать инициативу Министерства экономики КР о введении моратория на принятие регуляторных актов без проведения внешней экспертной оценки;
- Закрепить отдельным решением правительства обязательность исполнения рекомендаций с определением сроков и конкретных ответственных должностных лиц министерств и ведомств за проведение реформы и достижения результата. Предлагается установить зоны ответственности заинтересованных экспертных организаций бизнес-ассоциаций в проведении анализа и оценке принятых нормативных правовых актов, принимаемых решений на основе отраслевого, секторального подхода при соблюдении условия участия гражданского общества в этом процессе. Определить ответственного за реализацию этого решения и порядок взаимодействия с Советом по развитию бизнеса и предпринимательства при Торага Жогорку Кенеша Кыргызской Республики;
- Обратиться к партнёрам по развитию за содействием и экспертной поддержкой участникам реформы, в том числе оказания помощи по финансированию экспертных групп двух секретариатов советов (Совета при Торага ЖК КР и секретариата Совета Министерства экономики КР).