В 2015 году Правительство КР при поддержке ОБСЕ запустило регулятивную реформу, которая предусматривала анализ законодательства в сфере предпринимательства. Под председательством Премьер-министра был создан специальный Совет, который рассмотрел и одобрил предложенные рекомендации, а госорганы приняли их к исполнению.
Экспертами было проведена работа с 30-тью госорганами, организована около 500 встреч с бизнес-ассоциациями и предпринимателями. В результате чего были выявлены наличие проблем, связанных с несовершенством законодательства. Анализ показал, что в реалии, имеются хорошие и понятные законы, но в отдельных НПА имеются противоречия, дублирование, а отдельные НПА незаконны. Также было выявлено отсутствие понятных и чётких требований для предпринимателей и чрезмерная зарегулированность бизнеса, которая порождает различные коррупционные схемы, что создаёт серьезные барьеры для наших предпринимателей.
В результате проделанной работы был проведён анализ более тысячи НПА, на половину из которых даны рекомендации на утрату или внесение изменений и дополнений. По решению Совета по регулятивной реформе при ПКР было решено реализовать предложенные рекомендации, которые направлены на сокращение издержек при ведении бизнеса, что позволило бы сократить расходы государства, высвободить ресурсы для инвестирования и обеспечить экономический рост в стране.
С мая месяца текущего года Министерством экономики КР совместно с аналитическим центром «БизЭксперт» при поддержке Программного офиса ОБСЕ в Бишкеке начался мониторинг, который показал, что только 75% НПА с рекомендациями, одобренных Советом по регулятивной реформе, были исполнены. Оставшиеся 25% НПА с рекомендациями еще в процессе разработки, согласования или не исполняются. Из них 99 НПА еще не внесены в Аппарат Правительства.
Отметим, сроки для реализации всех рекомендаций были установлены до 1 марта 2018г.
На сегодняшний день не исполнили поручения протоколов Совета 27 государственных органов. Практически каждый госорган имеет по 2-3 неисполненных НПА, а некоторые еще больше.
Стоит отметить, что после завершения проекта «Системный анализ регулирования» сотрудники госорганов, в силу различных причин, не смогли разработать и продвигать проекта НПА с предложенными рекомендациями.
Статус исполнения решений Совета по регулятивной реформе
(протокола заседаний от 7 июня и 13 декабря 2016г., 8 июня и 1 декабря 2017г.)
№ |
ГО | Исполнено | в АПКР | в ЖККР | В процессе | Отклонено |
Всего |
1. |
МЭ | 58 | 26 | 3 | 14 | 10 | 111 |
2. | МСХППМ | 23 | 3 | 2 | 14 | 5 | 47 |
3. | ГАООСЛХ | 13 | 1 | 2 | 5 | 2 | 23 |
4. | МФ | 11 | 2 | 0 | 3 | 0 | 16 |
5. | ГСФН | 12 | 0 | 1 | 3 | 0 | 16 |
6. | ГРС | 2 | 3 | 1 | 5 | 4 | 15 |
7. | Кыргызпатент | 8 | 3 | 0 | 2 | 2 | 15 |
8. | МЮ | 6 | 3 | 0 | 4 | 1 | 14 |
9. | СФ | 6 | 0 | 4 | 2 | 1 | 13 |
10. | ГКПЭН | 3 | 4 | 2 | 2 | 1 | 12 |
11. | ГНС | 9 | 0 | 0 | 3 | 0 | 12 |
12. | МЗ | 4 | 0 | 0 | 3 | 4 | 11 |
13. | МКИТ | 4 | 0 | 0 | 6 | 0 | 10 |
14. | ГААСЖКХ | 3 | 6 | 0 | 1 | 0 | 10 |
15. | МТД | 5 | 1 | 1 | 0 | 2 | 9 |
16. | МТСР | 3 | 0 | 0 | 6 | 0 | 9 |
17. | ГТС | 8 | 0 | 0 | 0 | 1 | 9 |
18. | МЧС | 5 | 0 | 0 | 2 | 1 | 8 |
19. | ГКИТС | 4 | 0 | 0 | 3 | 0 | 7 |
20. | МВД | 0 | 1 | 0 | 2 | 3 | 6 |
21. | ГИВФБ | 3 | 1 | 0 | 1 | 1 | 6 |
22. | ГСМ | 1 | 3 | 0 | 1 | 0 | 5 |
23. | ГААМР | 2 | 1 | 1 | 1 | 0 | 5 |
24. | ФУГИ | 1 | 0 | 1 | 2 | 1 | 5 |
25. | МОН | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 3 |
26. | ГИЭТБ | 3 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3 |
27. | ГКДО | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 |
Итого: | 198 | 58 | 18 | 87 | 40 |
401 |