Институт свободных экономических зон (далее СЭЗ) представлен в каждом государстве членов ЕАЭС, которые имеют свою историю и специфику функционирования. В рамках ЕАЭС деятельность СЭЗ регламентируется следующим документами:
- Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18.06.2010г.
- Соглашение о свободных складах и таможенной процедуре свободного склада от 18.06.2016г.
- Положение об особенностях определения таможенной стоимости товаров при завершении таможенной процедуры свободной таможенной зоны и таможенной процедуры свободного склада
- Таможенный кодекс Таможенного союза от 27.11.2009г. В ближайшее время ожидается вступления в силу новой редакции Таможенного кодекса.
- Национальные нормативно-правовые акты (НПА) стран-участниц ЕАЭС
Опираясь на текущие НПА, можно отметить, что для определенной категории СЭЗ, которые осуществляли поставки на территорию Таможенного союза теряются преференции и льготы в части таможенных пошлин, т.е. теперь субъекты СЭЗ стран-участниц ЕАЭС, поставляющие свою продукцию в Кыргызстан, Россию, Казахстан, Беларусь и Армению вынуждены будут оплачивать таможенные пошлины в полной мере. Эта мера урезает возможности для функционирования СЭЗ, не говоря об их развитии. Следовательно, возникает вопрос о роли института СЭЗ в рамках ЕАЭС. Чтобы найти ответ на этот вопрос проведем сравнительный анализ СЭЗ в разрезе государств-членов ЕАЭС.
Типология и характер СЭЗ и его альтернатива
Количество СЭЗ в странах ЕАЭС варьирует от 2 до 33. Наибольшее число СЭЗ приходится на Россию, а наименьшее – на Армению.
Кыргызстан по численности СЭЗ занимает последние позиции в Союзе (см.Рис. 1).
Рис.1 Количество СЭЗ в странах ЕАЭС
Типология экономических зон в мировой практике насчитывает порядка 25 разновидностей. Типология СЭЗ в ЕАЭС выглядит следующим образом:
Страна |
Наименование СЭЗ |
Сфера деятельности |
Кыргызстан |
||
· «Маймак» |
СЭЗ промышленного типа |
|
· «Лейлек» |
СЭЗ промышленного типа |
|
· «Каракол» |
СЭЗ промышленного типа |
|
· «Нарын» |
СЭЗ промышленного типа |
|
Казахстан |
· «Астана – новый город» |
СЭЗ промышленного типа |
· «Морпорт — Актау» |
СЭЗ промышленного типа |
|
· «Парк информационных технологий» |
СЭЗ технологического типа |
|
· «Онтустiк» |
СЭЗ промышленного типа |
|
· «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк» |
СЭЗ промышленного типа |
|
· «Бурабай» |
СЭЗ туристического типа |
|
· «Павлодар» |
СЭЗ промышленного типа |
|
· «Сарыарка» |
СЭЗ промышленного типа |
|
· «Хоргос – Восточные ворота» |
СЭЗ логистического типа |
|
· «Химический парк Тараз» |
СЭЗ промышленного типа |
|
Россия |
· ОЭЗ «Алабуга»· ОЭЗ «Липецк»· ОЭЗ «Тольятти» · ОЭЗ «Титановая долина» · ОЭЗ «Моглино» · ОЭЗ «Калуга» |
СЭЗ промышленного типа |
· ОЭЗ «Дубна»· ОЭЗ «Санкт — Петербург»· ОЭЗ «Зеленоград»
· ОЭЗ «Томск» · ОЭЗ «Иннополис» |
СЭЗ технологического типа |
|
· ОЭЗ «Байкальская гавань»· ОЭЗ «Бирюзовая Катунь»· ОЭЗ «Ворота — Байкала» |
СЭЗ туристического типа
СЭЗ логистического типа |
|
· ОЭЗ «Ульяновск» | ||
Беларусь |
· «Брест» | СЭЗ промышленного типа |
· «Минск» |
СЭЗ промышленного типа |
|
· «Гродноинвест» |
СЭЗ промышленного типа |
|
· «Могилёв» |
СЭЗ промышленного типа | |
· «Витебск» |
СЭЗ промышленного типа |
|
· «Гомель — Ратон» |
СЭЗ технологического типа |
|
Армения |
· «Ситроникс Армения» |
СЭЗ технологического типа |
· «Альянс» |
СЭЗ технологического типа |
|
· «Меридиан» |
СЭЗ ювелирного типа |
Из таблицы можно отметить, что Кыргызстан является наиболее уязвимым в части СЭЗ, т.к. имеет только один вид СЭЗ. Остальные страны диверсифицированы в части разновидности СЭЗ.
Наряду с СЭЗ существуют и другие виды зон с особыми условиями, которые могут расцениваться как альтернативы:
Страна | Вид зоны |
Примечание |
Кыргызстан | Парк высоких технологий /Технологические парки |
Функционирует только один Парк высоких
технологий с 8-мью резидентами.
Инвестиции в развитие зоны производится резидентами без участия госдуарственных вложений |
Промышленно-производственные зоны (ППЗ) | Закон о ППЗ находится еще в статусе «Проект», поэтому этот вид зон ожидается в будущем. | |
Россия | Территории опережающего социально-экономического развития (ТОР) | Уже создано 12 ТОР, количество резидентов которых составляет 16 ед.Резиденты получат льготы по налогу на прибыль (федеральная часть — 0%, пониженная региональная часть) и освобождение по налогу на имущество. Кроме того, для них предусмотрено снижение тарифа по страховым взносам более чем в четыре раза — до уровня 7,6% (в Пенсионный фонд — 6%, Фонд социального страхования — 1,5%, Федеральный фонд ОМС — 0,1%).Государственные инвестиции составляют 67% от всех вложенных инвестиций. |
Казахстан | В стране существуют только специальные экономические зоны, которые регулируются законом «О специальных экономических зонах» от 2011г.СЭЗ условно разделены на группы:1. Промышленно-производственные зоны
2. Сервисные 3. Технико-внедренческая зона Других видов зон и территорий в стране не имеется. Льготы и преференции для всех СЭЗ общие, но для СЭЗ «Астана новый город» и «Астана новый город» имеются дополнительные льготы. |
|
Беларусь | Деятельность СЭЗ регламентируется законом «О свободных экономических зонах».Парки высоких технологий и индустриальные парки являются разновидностью особых экономических зон (СЭЗ) и регулируются законом о СЭЗ, указом и декретом Президента, положением в отношении отдельных парков. | |
Армения | В стране существуют только СЭЗ, которые регламентируются законом о СЭЗ.Других видов зон не существует. |
Стоит отметить, что в 2016г. Россия приостановила вложения в СЭЗ и переводит акцент на ТОР[1]. В ТОР Россия видит альтернативу для СЭЗ, который предполагает кластерный подход в развитии региона. Следовательно, ценность СЭЗ в политике России сокращается и переходит на задний план. В Казахстане и Армении отмечается обратная картина, т.е. внимание к развитию СЭЗ на передовых планках. СЭЗ в этих странах расценивается как институт привлечения инвестиций в отдельные отрасли с целью их развития. Ярким примером может служить инициатива Армении по созданию ювелирной СЭЗ «Меридиан», которая нацелена на поддержку и продвижение ювелирной отрасли страны.
В Кыргызстане институт СЭЗ очень слабый, т.к. не имеет государственную поддержку ни в части инвестиций, ни в части политики. При создании СЭЗ в Кыргызстане преследовалась цель – развитие депрессивных регионов. Реализация этой идеи не оправдала возлагаемые ожидания по причине отсутствия инвестиций в развитие СЭЗ, т.е. в его инфраструктуру, кадровый потенциал, управленческую модель. На сегодняшний день в Кыргызстане СЭЗ является государственным предприятием в то время как передовые СЭЗ мира перешли на аутсорсинг управления, передав управление Управляющей компании.
Инвестиции, производство и рабочие места в СЭЗ
Качество и количество инвестиций в СЭЗ определяют эффективность функционирования СЭЗ. У стран-участниц ЕАЭС структура и объем инвестиций разнообразный. Под инвестициями подразумевается объем вложений в проекты и инфраструктуру СЭЗ. Не по всем странам представляется возможным отследить объем инвестиций, поэтому картина по инвестициям представлена частично.
В Казахстане была принята Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития, в рамках которого за 5 лет в инфраструктуру СЭЗ было вложено 143,8 миллиарда тенге государственных инвестиций. За годы реализации программы в проекты привлечено 336 миллиардов тенге, объем производства составил 678 миллиардов тенге, а количество рабочих мест возросло до 7 433[1]. По состоянию на 2015 год СЭЗ привлекли инвестиций на сумму 375,5 миллиарда тенге и создали 9 230 рабочих мест. Подход в развитии СЭЗ – проектный, что обеспечивает эффективность в достижении поставленных целей.
В России с 2006 – 2015гг. на создание 33 зон было потрачено 186 млрд рублей, из них 122 млрд — из федерального бюджета[2]. Сумма налоговых и таможенных платежей за этот период составил 40 миллиардов рублей[3].
В Беларуси объем накопленных всеми СЭЗ прямых иностранных инвестиций на 1 января 2016 г. составил 850 млн. долларов США, что составляет только около 5% от накопленных прямых иностранных инвестиций Беларуси. Количество рабочих мест в СЭЗ составляет 139 700 человек, т.е. в СЭЗ работает только около 3% от общего занятого населения Беларуси.
В Армении объем инвестиций на создание СЭЗ «Меридиан» составил порядка 10 млн. долларов США. На июнь 2016г. объем инвестиций в СЭЗ «Меридиан» составил 93, 7 млн. долларов США, с созданием 275 рабочих мест. Инвестиционные программы компаний, задействованных в СЭЗ «Альянс», составил 17,5 млн. долларов США, что подразумевает создание 230 новых рабочих мест[4].
В Кыргызстане информация об объеме инвестиций в проекты и инфраструктуру, количеству рабочих мест отсутствует. За 6месяцев 2016г. СЭЗ в виде налогов пополнили государственный бюджет на сумму 114млн. сом[5]. Из 5-ти СЭЗ фактически функционирует только СЭЗ «Бишкек».
Остальные 4-ре СЭЗ остановили свою деятельность по причине несоответствия требованиям Таможенного союза относительно СЭЗ, которая обязывает СЭЗ иметь огражденную территорию оснащенную видео-оборудованием, таможенной зоной и прочей инфраструктурой. Этим требованиям четыре СЭЗ и пяти не отвечают, поэтому не признаются СЭЗ, следовательно, субъекты этих СЭЗ теряют статус резидента СЭЗ и все преференции. Стоит отметить, что вложения в инфраструктуре этих четырех нефункционирующих СЭЗ со стороны государства не производились, что и стало ключевым фактором провала института СЭЗ в Кыргызстане. Не менее важным фактором, который способствовал закрытию СЭЗ и уходу предпринимателей из СЭЗ – это мера Таможенного союза, согласно которому товары произведенные в СЭЗ стран-участниц ЕАЭС при поставке на территорию Союза приравниваются к импортным поставкам из третьих стран и облагаются таможенными пошлинами, т.е. преференции для СЭЗ были ликвидированы. Таким образом, без государственных вложений в инфраструктуру СЭЗ в Кыргызстане закончат свое функционирование и будут ликвидированы.
На основе вышеуказанных данных можно отметить, что СЭЗ в Кыргызстане имеют наихудшую позицию среди стран ЕАЭС, поэтому перспектива СЭЗ в Кыргызстане оставляет желать лучшего.
Эксперт АЦ «БизЭкперт» — Гульнур Чекирова