25 августа 2022 года в г. Токмок Аналитическим Центром “БизЭксперт” при участии Департамента туризма при МКИСМП КР и Союза предпринимателей малого и среднего бизнеса г. Токмок была организована Фокус-групповая дискуссия (ФГД) по определению пробелов и выявлению проблем устойчивого развития туризма вокруг объектов исторического наследия в Чуйской области в гибридном формате (очно/онлайн).
Участники:
Для участия в обсуждении, анкетировании, опросе были вовлечены ключевые стороны:
- административные руководители районных администраций и специалисты айыл окмоту ;
- сотрудники Фонда поддержки развития туризма;
- сотрудники музейного комплекса «Башня Бурана»;
- лидеры местных сообществ и молодежных организаций;
- председатель Союза предпринимателей малого и среднего бизнеса г. Токмок;
- местные туристические компании;
- субъекты предпринимательства, вовлечённые в предоставление туристических услуг (в сфере гостеприимства и общественного питания);
- координатор проекта и эксперт проекта JICA.
На ФГД участникам были представлены предварительные результаты проведенного исследования, отмечены проблемные зоны, предложен пакет рекомендаций. Все участники отметили важность развития туризма вокруг объектов Всемирного наследия и необходимость использовать эти объекты как туристический продукт, позволяющий привлекать больше туристов и инвестиции для развития Чуйского региона. Было отмечено, что для этого потребуется создание инфраструктуры туризма вокруг объектов Всемирного наследия, подготовка специалистов индустрии гостеприимства и поддержка со стороны Фонда развития туризма КР.
Результаты ФГД:
Органы местного самоуправления нуждаются в:
- поддержке для разработки архитектурно-градостроительного проекта вокруг объектов наследия и развития инженерной и коммунальной инфраструктуры;
- вовлечение субъектов, обладающих предпринимательской и инвестиционной инициативой, на ранней стадии разработки архитектурно-проектных документов;
- изыскании возможности по привлечению внешних и внутренних инвестиций (брэндинг территории, Фонд развития туризма, ярмарки, выставки);
- государственная поддержка: в виде информационной поддержки продвижения бренда туристический кластер — “Суяб”, “Бурана”,”Невакет”;
- привлечение дополнительных внешних ресурсов (проектов) для проведения раскопок, развития охранной инфраструктуры;
- программирование развития на уровне айыл окмоту;
- государственно-частное партнерство в создании Проекта “Археологический туризм”;
- развитии транспортных коммуникаций и других элементов инфраструктуры;
- активизации информационно-рекламной деятельности (широкая пропаганда с использованием всех возможных инструментов PR).
По результатам обсуждения можно сделать вывод о целесообразности создания отдельной специальной организации, по развитию туризма, но при условии внешней проектной и финансовой поддержки со стороны партнёров, доноров.
Наиболее чувствительные показатели имеют востребованность в поддержке международных проектов, институтов, направленных на сохранение и защиту объектов Всемирного наследия, а также на обучение и подготовку местного населения ведению туристического бизнеса. Половина респондентов считают, что проекты, направленные на создание экспозиций и музейных комплексов позволяют привлечь интерес туристов, посетителей.