Краткий анализ состояния развития предпринимательства в Кыргызской Республике и проводимых политик.
Оговорка: показатели основаны на данных за 10 месяцев 2018 года, анализ проводился в феврале 2019 года.
В Кыргызстане малое и среднее предпринимательство, является важной составляющей экономики и выступает одним из важнейших объектом проводимых государством реформ, направленных на развитие и улучшение бизнес-среды, привлечения прямых инвестиций в экономику, на создание эффективно работающей экономической системы для успешного развития государства в целом.
Развитие частного сектора зависит от вовлечения организованного частного сектора в процесс реформы.
За прошедшие годы в стране проводились ряд реформ по поддержке и развитию предпринимательства согласно “Программы Правительства Кыргызской Республики по развитию частного сектора в Кыргызской Республике на 2015-2017 годы,” принятой Постановлением Правительством КР от 18 марта 2015 года № 129, основной целью реформ определено: обеспечение стабильного и динамичного развития частного сектора, посредством создания благоприятных условий для повышения конкурентоспособности их деятельности. В рамках реализации Программы перед Правительством Кыргызской Республики была поставлена задача создать все условия для того, чтобы наладить эффективный диалог между представителями государственных органов и бизнес-структурами. Развитие частного сектора зависит от вовлечения организованного частного сектора в процесс реформы. В соответствии с Программой во всех регионах страны были созданы Инвестиционные советы, как консультативно-совещательные органы при полномочных представителях Правительства КР в областях.
Для дальнейшего совершенствования внешнеэкономической деятельности были внесены изменения в нормативные правовые акты по торговым и таможенным процедурам. Так Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 10 августа 2015 года №564, утверждена “Инструкция о порядке совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров и транспортных средств под таможенные процедуры”. Принят Закон КР “О внесении изменений в некоторые законодательные акты КР” от 31.12.2015 года № 235, предусматривающий отмену налога с продаж с экспортных поставок и поставок вне территории КР с 1 января 2016 года. Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 05.08.2014г. № 445 утвержден “План мероприятий Правительства Кыргызской Республики по реализации «дорожной карты» по присоединению Кыргызской Республики к Таможенному союзу”.
Для расширения возможностей предпринимателей
Для расширения возможностей предпринимателей разрешать споры между государственными органами и предпринимателями разработан проект Закона КР «О внесении изменений в некоторые законодательные акты КР (в законы «Об инвестициях», «О третейских судах», «О медиации»). Это дало возможность бизнесу более активно использовать альтернативные способы разрешения инвестиционные споров. Приняты положения о создании института Бизнес омбудсмена, сформирован Наблюдательный совет.
В целях оптимизации налогового администрирования
В целях оптимизации налогового администрирования принят Закон КР «О внесении дополнений и изменений в НК КР» от 15.05.15г. №96, который направлен на сокращение периодичности предоставления отчетности для субъектов малого и среднего предпринимательства, а также изменения сроков уплаты налогов для субъектов малого предпринимательства. Для снижения затрат времени налогоплательщиков и снижения уровня коррупции в ГНС внедрена система электронной подачи налоговой отчетности с применением ЭЦП, также ГНС переданы функции и полномочия по сбору страховых взносов. В 2015 году ГНС и СФ реализовали пошаговый “План по передаче функций администрирования страховых отчислений от СФ КР в ГНС при ПКР”. СФ КР перешел на ежемесячную Расчетную ведомость по средствам государственного социального страхования, с учетом сообщения о заработной плате и занятости.
Меры для развития сельскохозяйственного производства
В целях создания благоприятных условий развития сельскохозяйственного производства внесены изменения в Налоговый кодекс Кыргызской Республики» Это позволило улучшить мотивацию для объединения сельскохозяйственных производителей в сельскохозяйственные кооперативы, поддержать развитие МТС. Несмотря на положительную динамику изменения основных экономических показателей развития малого и среднего бизнеса сдерживается двумя факторами: это доступ к основным ресурсам, инфраструктуре и обременительным государственным тарифным и нетарифным формам регулированием предпринимательства.
Высокий уровень не налоговых платежей значительно увеличивает стоимость труда, влияет на конкурентоспособность цены, как на внутреннем рынке, так и на внешнем.
Существующая фискальная политика, политика неналоговых изъятие, в том числе и высоких ставок по обязательным социальным отчислениям не способствует накоплению и приводит к уклонению от исполнения обязательств. Привлечение внешних инвестиций затрудняется по причине снижения конкурентоспособности налогового законодательства и законодательства о социальных отчислениях. Высокий уровень не налоговых платежей значительно увеличивает стоимость труда, влияет на конкурентоспособность цены, как на внутреннем рынке, так и на внешнем.
Система принятия решений в управлении ограниченными ресурсами и регулирование отношений по доступу к основным факторам производства (земля, энергоресурсы, вода) содержит практически не преодолимые для субъектов МСБ барьеры. Сохраняются сложности получения различных видов разрешений, а проводимые проверки на предмет соблюдения требований законодательства содержат коррупционные проявления, избыточные требования и не гарантируют безопасность. Наблюдается снижение потенциала региональных и отраслевых бизнес ассоциаций. Отток специалистов и несоответствующая подготовка кадров остаётся одной из проблем препятствующих развитию частного сектора. Ряд мероприятий Программы правительства по развитию частного сектора на 2015 — 2017 годы не были реализованы и Правительство Кыргызской Республики продолжит их реализацию. В целях защиты прав предпринимателей и исключения потенциальных коррупционных механизмов внесены изменения и дополнения в Закон Кыргызской Республики «О порядке проведения проверок субъектов предпринимательства» от 14.04.2016 г. № 41, которое предусматривает освобождение новых предпринимателей от проверок на 3 года; сокращение в 2 раза кратность проверок предпринимателей со стороны санитарно-эпидемиологического надзора; государственные контролирующие органы не вправе проводить внеплановые проверки без подтверждающих сведений и материалов; уменьшился срок контрольной проверки до 1 дня. Для усиления ответственности инспекторов ГКО и исключения незаконных проверок субъектов предпринимательства законодательно закреплено, что должностные лица государственных органов, совершившие противоправные действия при проведении проверок субъектов проверки, не вправе занимать какую-либо должность в уполномоченных государственных органах после установления их вины в судебном порядке. (ранее было: не вправе занимать какую-либо должность в уполномоченных государственных органах в течении 3 лет). В начале 2019 года введён мораторий на проведение проверок субъектов предпринимательства. Также внедрена система налоговых проверок на основе рисков, что позволило лучше определять компании с высоким уровнем риска и снизить в целом число проверок предпринимателей. На портале www.proverka.kg внедрен механизм обратной связи с предпринимателями, который позволяет получать и обрабатывать обратную связь от предпринимателей. В настоящее время с данным порталом работают 13 ГКО. Тем не менее, по опросам предпринимателей остаются претензии к деятельности контролирующих органов, и с повестки бизнес сообщества не сходит проблема проверок, а их результативность находится под сомнением.
Для обеспечения прозрачности предоставления различных льгот для инвесторов разработан реестр инвестиционных стимулов в целях улучшения существующего режима стимулирования инвестиционной деятельности. Реестр включает в себя 78 фискальных и не фискальных стимулов и охватывает два уровня государственного управления: республиканский и местные уровни власти.
Кроме того, большое внимание было уделено мерам государственной поддержки сельхозпроизводителей, включая предоставление льготных кредитов фермерам и лизинг сельхозтехники.
Кыргызстан в рейтинге «Doing Business 2019» по показателю «Защита инвесторов» занимает 2 место среди стран СНГ и 13 место в мире.
В рейтинге «Ведение бизнеса согласно данным Всемирного Банка «Doing Business 2019» за 2017-2018 годы общий рейтинг страны улучшился на с 77-го места на 70-е. Кыргызстан по показателю «Защита инвесторов» занимает 2 место среди стран СНГ и 13 место в мире. Регистрация бизнеса предусматривает всего 2 процедуры, по легкости регистрации собственности Кыргызская Республика занимает 11 место в мире.
По итогам социально-экономического развития республики за январь-сентябрь 2018 года по официальным данным НСК в республике функционировало 11356 малых и средних предприятий (далее — МСП) (по сравнению с 2017 годом за аналогичный период прирост составил 715 МСП.). Индивидуальную предпринимательскую деятельность осуществляли 398,1 тыс. человек (прирост составил – 10,5 тыс. чел.).
Общая численность занятых в сфере МСП (без учета крестьянских и фермерских хозяйств) за отчетный период составила 480,6 тыс. человек. Удельный вес малого и среднего бизнеса в общем объеме ВВП составил 140,5 млрд.сом (132,5 млрд.сом в 2017 году) или 38,2 % ВВП (37,8%)
Автор: Андрей Догадин
*(Данный анализ был подготовлен благодаря поддержке Проекта Конкурентное предприятие в начале 2019 году).