Российско — Кыргызский Фонд развития (далее – РКФР или Фонд) был учреждён 24 ноября 2014 г. на основании соглашения между правительствами Российской Федерации и Кыргызской Республики о создании Российско — Кыргызского фонда развития.
РКФР представляет собой международную организацию, так как создан на основе международного соглашения.
Стартовый капитал Фонда составил 500 млн. долларов США.
Одной из целей Российско — Кыргызского Фонда развития является содействие развитию экономики Кыргызской Республики в рамках Евразийского экономического союза посредством предоставления льготных целевых кредитов субъектам малого и среднего бизнеса (МСБ), а также — финансирования бизнес — проектов в приоритетных отраслях экономики, которые могут оказать положительный эффект для экономики, в целом.
Банки — партнёры Фонда
Фонд предоставляет льготные кредиты субъектам малого и среднего бизнеса посредством как прямого финансирования, так и через банки — партнёры. Первоначально финансирование осуществлялось через два государственных банка — это “РСК Банк” и “Айыл Банк”. Позже, список банков — партнёров расширился. На данный момент туда входят: KICB, «РСК Банк», «Айыл Банк», «Коммерческий банк КЫРГЫЗСТАН», «БТА Банк», Halyk Bank, «Банк Азии», Capital Bank, «Банк Компаньон», «Росинбанк», «Бакай Банк», «Оптима Банк», ЗАО «Демир Кыргыз Интернэшнл Банк». Расширение числа банков-партнеров повышает уровень доступности к кредитным ресурсам фонда для предпринимателей Кыргызстана на процессуальном уровне.
Кредиты предоставляются как в национальной валюте, так и в долларах США.
Коммерческие банки — партнёры добавляют 4% к установленным РКФР ставкам по кредитам
Процентные ставки для банка — партнёра составляют 1% годовых по кредитным линиям в долларах США и 8% годовых по кредитным линиям в сомах.
Процентные ставки для субъектов МСБ составляют 5% годовых по кредитам в долларах США и 12% годовых по кредитам в сомах. Сумма кредита не должна превышать 1 миллиона долларов США. Срок погашения составляет 5 лет. При этом кредитополучателям предоставляются первые 12 месяцев в качестве льготного периода. Это значит, что заёмщики в первый год выплачивают только проценты, выплата же основной суммы кредита начинается со следующего года.
То есть, коммерческие банки — партнёры добавляют 4% к установленным РКФР ставкам по кредитам. Такую надбавку можно объяснить тем, что банки берут на себя риск невозврата кредитов субъектами МСБ, а также — расходы, связанные с выдачей и обслуживанием кредитных средств, так как банки не могут взымать у предпринимателей данные расходы в виде дополнительных комиссий и сборов сверх установленной процентной ставки.
Для сравнения, по данным Национального банка КР (НБКР), в коммерческих банках средневзвешенная процентная ставка по кредитам в национальной валюте составляет 21,09%, в иностранной валюте — 12,72%.
Кредит суммой свыше 1 миллиона долларов США выдаётся непосредственно самим Фондом. Процентная ставка по прямому финансированию составляет 4%. Срок погашения 15 лет.
Бизнес Чуйской области и г. Бишкек является ключевым получателем финансирования Российско-Кыргызского Фонда развития
Учитывая, что кредиты выдаются как в национальной валюте, так и в долларах США, то каждую валюту мы рассмотрим в отдельности в разрезе географии распределения.
Как мы видим на Графике 1, в рамках Программы поддержки МСБ, на конец 2015 г. 83% одобренной суммы кредита в национальной валюте приходится на Чуйскую область. Рейтинг территорий по объемам полученного финансирования от Фонда замыкает Нарынская область, составив 0,8% от общего кредитного портфеля. Но имеются также области, которые не смогли привлечь. К этой группе относится г.Бишкек и Ошская область. Во второй год жизнедеятельности Фонда, т.е. в 2016г. наблюдается существенный прирост суммы одобренных кредитов в размере 88% в отношении к 2015г. Лидерство среди территорий переходит г.Бишкек, которая привлекла 70% кредитного портфеля Фонда, тем самым сохраняя доминирование Северного региона в получении кредитных средств Фонда. Именно в г.Бишкек был отмечен самый динамичный прирост объемов кредитования в 2016г. по сравнению с 2015г., т.к. в первый год функционирования Фонда г.Бишкек не смог привлечь финансирование со стороны Фонда.
Аналогично с 2015г. Нарынская область привлекла наименьшую долю кредитного портфеля в национальной валюте в размере 2%, но при этом прирост объемов кредитования в данной области в 2016г. составил 432% по сравнению с 2015г. Баткенская область в 2016г. не смогла привлечь ресурсы Фонда для развития МСБ (0%). Объём одобренной суммы кредита по Чуйской области в 2016 г. по сравнению с 2015 г. уменьшился на 41 процент.
По состоянию на 21 апреля 2017 г., наибольшая доля кредитного портфеля в национальной валюте Фонда принадлежит Иссык — Кульской области (29%). А Баткенская область все еще не реабилитировала свои позиции, которые были потеряны еще в 2016г. (0%). По итогам 1-го квартала 2017г. мы можем отметить, что имеет место аккумуляция средств фонда в национальной валюте преимущественно в Северных областях Республики, на которую за период существования приходилось 79% – 92% всего кредитного портфеля Фонда.
График 1. Источник РКФР.
Территориальное распределение кредитного портфеля фонда в долларах США отличается от национальной валюты. Стоит отметить, что статистика по кредитованию в иностранной валюте имеется лишь за 2016г. и 2017г. Мы можем предположить, что это связано с тем, что в 2015г. в иностранной валюте кредитование не производилось ввиду высокой валиативности курса доллара США. За 2015 год доллар США в Кыргызстане «прибавил в весе» по отношению к сому, по данным НБКР, 29% – с официального 58,8956 сома (на 01.01.2015) до 75,8993 сома (на 31.12.2015)[1].
На конец 2016 г. 73% одобренной суммы кредита в долларах США приходится на г.Бишкек. Наименьшая доля (0,2%) приходится на Таласскую область. По состоянию на 21 апреля 2017 г., наибольшая доля одобренной суммы принадлежит Бишкеку (70%). Наименьшая доля — Баткенской области (0,08%) (см. График 2.). В иностранной валюте имеется сильный разрыв между территориями, выделяя в лидеры г.Бишкек. Территориальное преимущество также сохраняется за Северным регионом страны 90% — 95%. На Южные регионы приходится порядка 0,08% — 5% кредитного портфеля в иностранной валюте Фонда.
График 2. Источник: РКФР.
В долларах фонд выдал кредитов на 22% больше, чем в национальной валюте
По состоянию на 21 апреля 2017 г., была одобрена 491 заявка на сумму 2983570 тыс. сом. В долларах США, была одобрена 191 заявка на сумму 56099 тыс. долларов США. По данным НБКР, 21 апреля 2017 г. 1 доллар стоил 67,8 сомов. Следовательно, учитывая данный курс, в долларах было одобрено кредитов на 819942,2 тыс. сом больше, при этом количество одобренных заявок в долларах значительно меньше, чем в сомах. Данная ситуация отражает капиталоемкость заявок в долларах США, нежели в национальной валюте. Можно сделать предположение, что капиталоемкие заявки нацелены на приобретение основных средств, а не на расширение оборотных активов. Учитывая, что валютой займа является доллар США, то закуп основных средств производится из — за рубежа, т.е. имеет место импорт основных средств. Следовательно, отечественное производство основных средств в виде оборудования все еще не готово обеспечить предпринимателей инновационным и эффективным оборудованием в полной мере, поэтому предприниматели прибегают к импорту.
По словам председателя правления РКФР, Кубанычбека Кулматова, кредиты лучше предоставлять в национальной валюте, но Фонд испытывает дефицит сомовой наличности. Такое мнение можно связать с тем, что, во — первых, в Кыргызстане происходит процесс дедолларизации экономики. Во — вторых, выдавать деньги в долларах несёт в себе риск для кредитодателя. Например, если предприниматель получил кредит в долларах, в случае обесценивания сома, стоимость кредита для него автоматически увеличивается: ему придётся потратить больше сомов, чтобы купить доллары и вернуть сумму кредита вместе с процентами. В такой ситуации предприниматель может оказаться не в состоянии погасить свой кредит.
Средства фонда осваиваются на территориях, где бизнес уже развит
Как мы увидели, основная доля одобренной суммы средств РКФР приходится на Бишкек и Чуйскую область, то есть, территории, которые являются относительно наиболее экономически развитыми в Кыргызстане. По данным Национального статистического комитета КР, в 2015 г. относительно самый низкий уровень бедности приходится на эти регионы (Бишкек — 23,5%, Чуйская область — 24,8%). В том же году основная доля внутреннего регионального продукта также приходится сюда (Бишкек — 37%, Чуйская область — 17%).
График 3. Источник: Национальный статистический комитет КР.
Непропорциональное распределение средств РКФР можно объяснить тем, что деловая активность и производство приходится, в основном, на Бишкек, Чуйскую область, Иссык — Кульскую и Джалал — Абадскую области (см. График 3). Судя по территориальной сегрегации кредитного портфеля Фонда, можно отметить то, что Фонд реагирует на деловую активность бизнеса Кыргызстана, не стимулируя или оживляя территории, которые нуждаются в поддержке и развитии. Фонд повторяет поведение коммерческих банков, которые рефлексируют на деловую активность и тренды в бизнес-среде, но не создает активность и не стимулируют наиболее уязвимые территории. Сущность специальных фондов, которые создаются для развития и поддержки МСБ отличается от коммерческих банков тем, что они стимулируют деловую активность в депрессивных районах привлекая бизнес преференциальным пакетом финансовых продуктов.
Для сравнения, согласно НБКР, по состоянию на 4 квартал 2016 г., основная доля кредитов коммерческих банков приходится на г. Бишкек, а также Ошскую и Джалал — Абадскую области (55%, 13% и 10%, соответственно).
Как мы увидели, по доступу к финансам в Кыргызстане наблюдается региональная сегрегация. Это значит, что ресурсы для развития бизнеса получают, в основном, только определённые территории. Такая тенденция может способствовать увеличению разрыва в экономическом развитии между регионами. А это, в свою очередь, приводит к социальному неравенству и напряжённости внутри страны. Мировые лидеры стремятся к сокращению социально-экономического разрыва между территориями. Одним из успешны примеров сокращения разрыва является программа развития региона долины реки Теннесси. Высокая поляризация территорий в Кыргызстане дает свои плоды в виде оттока населения из регионов, в частности, трудоспособного населения в столицу. Учитывая то, что отечественный бизнес преимущественно нацелено на внутренний рынок, то отток потенциальной рабочей силы и потребителей убивает целевые ниши региональных предпринимателей. Чтобы избежать негативных последствий территориальной сегрегации бизнеса кредитным и финансовым учреждения стоит направить свои усилия на территориальную диверсификацию, которое будет иметь мультипликативный эффект на национальную экономику и социальный климат в стране.
Поэтому, нам необходимо принять во внимание закон планомерного, пропорционального развития народного хозяйства, который предполагает рациональное распределение производственных средств между предприятиями, отраслями и регионами, и в этом может поспособствовать сам РКФР посредством стимулирования субъектов МСБ в других регионах. Конечно, инструменты стимулирования должны быть в рамках компетенции, целей и функций РКФР.
[1] https://www.akchabar.kg/article/economy/analitika-kak-dollar-ros-v-2015-m-i-kakim-budet-v-i-kv-2016-/