А.Темиркулов: «Государственные органы — на службу бизнесу»

0
1134

Ровно 25 лет прошло с момента развала СССР и перехода от плановой к рыночной экономике. Однако государственная система Кыргызстана все еще сохраняет дух и принципы прошлой советской системы. Это проявляется в первую очередь в отношении представителей государственных структур к бизнесу, где до сих пор наблюдается советское представление о том, что частник заинтересован только в личном обогащении, а посему наносит вред коллективным интересам. К сожалению, бизнес все еще рассматривается подавляющей частью чиновников как объект контроля, доверия которому нет, и быть не может в принципе. Отдельной темой являются коррупционные проявления, которые доказывают, что предпринимательство рассматривается некоторыми государственными служащими в качестве «дойной коровы». В результате такое отношение приводит к созданию различных законодательных, институциональных и организационных препонов для предпринимательства. Не с проста бытует мнение, что предпринимательство в Кыргызстане развивалось не благодаря, а вопреки государственной машине.

Для того, чтобы государственные органы способствовали, а не препятствовали развитию экономики, нужно полностью изменить модель их взаимоотношения с бизнесом. Государственные органы должны заниматься не репрессиями бизнеса, а служить ему. Служить бизнесу значит – облегчать все юридические и организационные процедуры, решать проблемы предпринимателей, и даже, может быть, получать оценку у бизнесменов.

Начать можно с самых простых, но эффективных, на мой взгляд, шагов. Например, создать в каждом районе Центры обслуживания предпринимательства — единое окно для бизнесменов, по примеру единого окна для населения. Сконцентрировать в одном месте отделы всех необходимых инстанций для регистрации и ведения бизнеса, такие как Налоговая инспекция, Социальный фонд, Министерство юстиции, Статистический комитет, и другие. Предпринимателю не пришлось бы бегать по различным госорганам, собирая документы для регистрации бизнеса или уплаты налогов и социальных взносов. Это снизило бы затраты на транспорт и время предпринимателя, предупредило бы коррупцию, упростило бы работу государственных структур, а также позволило бы сократить их штат.

С целью привлечения в страну прямых иностранных инвестиций необходимо чтобы сотрудники Центра обслуживания предпринимательства были в состоянии обеспечить работу на трех языках: кыргызском, русском и английском — для того чтобы без переводчика объяснить иностранным бизнесменам правила и требования регистрации и ведения предпринимательства в Кыргызской Республике.

Кроме того, Центр должен принимать коллективные и индивидуальные обращения и жалобы предпринимателей, и помогать бизнесменам в решении их проблем работая напрямую с профильными госструктурами. Бизнесмены не должны искать инстанцию, которая поможет им решить ту или иную проблему. Все ответы должны находиться в одном Центре.

Таким образом, упор тут должен быть сделан на слове «обслуживание», то есть Центр должен заниматься именно обслуживанием бизнеса – помогать ему регистрироваться, платить налоги и социальные взносы, а также решать его проблемы.

Рассмотрим еще один пример того, как можно поставить государственные структуры на службу предпринимательства. В 2015 году Кыргызстан вступил в Евразийский Экономический Союз, расширив возможности своего рынка сбыта. В 2016 году Европейский Союз предоставил Кыргызстану статус ВСП+, благодаря которому кыргызстанские производители могут поставлять товары по более чем 6-ти тысячам позиций по нулевым тарифным ставкам на европейский рынок.

Однако реализовать эти возможности самостоятельно кыргызстанским производителям и коммерсантам будет довольно затруднительно, учитывая географические масштабы, языковой барьер, незнание технических и юридических требований стран экспорта и другие организационные проблемы. Правительству КР необходимо облегчить задачи стоящие перед бизнесом. Для этого можно использовать современные возможности интернета, а именно создать своего рода «интернет-витрину» Кыргызстана.

Сегодня, в век стремительно развивающихся информационных технологий в глобализирующемся мире набирают популярность интернет-магазины, где можно заказать продукцию из другого конца мира получив о ней представления на веб-сайте (например, Амазон, e-bay). Отечественные производители также не отстают от мировых тенденций и реализуют свою продукцию оптом через созданные ими интернет ресурсы (например http://www.odejdaizkirgizii.ru).

Торгово-промышленная палата Кыргызской Республики могла бы создать «интернет-витрину» Кыргызстана размещая на нее продукцию заинтересованных предпринимателей страны. «Интернет-витрина» должна предлагать наглядную фото и/или видео демонстрацию продукции, информацию о товаре и ее производителе, и его контактные данные. Этот веб-ресурс должен существовать на нескольких языках мира, таким образом, он облегчил бы поиск потенциальных бизнес партнеров вне зависимости от их действительного местонахождения. Кроме того, тут же можно разместить иную полезную информацию, например, о существующих путях доставки продукции. Ссылки на «интернет-витрину» было бы уместным разместить на всех крупных рынках Российской Федерации и Казахстана, где уже встречается реклама «интернет-магазинов» некоторых отечественных производителей.

Более того, Министерство иностранных дел КР могло бы в каждом посольстве Кыргызстана создать «реальную витрину» — уголок с примерами продукции из Кыргызстана, где местные предприниматели могли бы наглядно увидеть и пощупать образцы основных наших товаров.

И наконец, в целях подчинения государственных органов предпринимательству, было бы также уместным рассмотреть возможность предоставления бизнес-ассоциациям и профессиональным союзам права ставить в конце года оценки государственным структурам обязательно обосновывая их конкретными аргументами и фактами. Это стимулировало бы работу государственных служащих, а также способствовало бы самоорганизации предпринимателей в профессиональные союзы и ассоциации, что позитивно сказалось бы на развитии отрасли в целом.

Азамат Темиркулов: внештатный эксперт Аналитического центра «Биз Эксперт», а также проектов ОБСЕ, ПРООН, ВБ; доцент АУЦА; защитил докторскую диссертацию в Институте исследований мира и политики безопасности (IFSH) при Гамбургском университете (Германия); получил степени Бакалавра и Магистра в Брюссельском свободном университете (Бельгия); работал исследователем в Институте стран Восточной Европы (Германия), в Секретариате Совета обороны КР.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here