Аналитическим центром «БизЭксперт» совместно с Программным офисом ОБСЕ в Бишкеке с мая 2018 года запущен механизм мониторинга принятых решений и их исполнения, одобренных Советом по Регулятивной реформе при Правительстве Кыргызской Республики по строительной отрасли.
По архитектуре и градостроительству и проблемам отрасли рассмотрено более 16 нормативно- правовых актов, требующих внесения изменений и дополнений.
В основные рекомендации в сфере строительства и подключения к сетям, одобренные Советом по Регулятивной реформе входят:
- Постановление ПКР №95
— Законодательное закрепление классификации объектов строительства по факторам риска;
— Установление общих требований к персоналу субъектов градостроительной деятельности, определив случаи введения обязательной сертификации персонала только для строительных объектов с повышенным фактором риска;
— Введение обязательной экспертизы проектной документации и инженерных изысканий аккредитованными экспертными организациями только в отношении строительных объектов с повышенным и высоким фактором риска.
- Закон КР «О градостроительстве и архитектуре» и ППКР №252
— Исключение процедуры выдачи разрешения на строительство после одобрения проекта (положительное заключение экспертизы);
-Упрощение процедуры согласования и введение комплексной экспертизы;
-Развитие института негосударственной экспертизы;
-Устранение монополии государства на объекты 2-3 категории.
- Постановление ПКР №409
— Исключение запрета на осуществление деятельности негосударственными экспертными организациями;
— Регулирование профессиональной деятельности специалистов – экспертов.
- Постановление ПКР №100
— Внедрение Интерактивной карты энергомощностей;
— Отмена авансового платежа 60%;
— Критерии наличия (отсутствия) технической возможности подключения к сетям;
— Отменить ограничение срока действия технических условий до 2-х лет. Установить срок действия технических условий в размере нормативной продолжительности строительства.
Решение проблем бизнеса на основе выработанных рекомендаций:
- Проблемы избыточных процедур в разрешительной системе строительства;
- Проблемы получения мощности и присоединения к сетям и коммуникациям;
- Приёмка и поэтапная оценка соответствия объекта строительства как фактор коррупционных рисков;
- Землепользование;
- Регулирование рисков пожарной опасности;
- Развитие институтов проведения не государственной экспертизы.
Разрешительная система в сфере строительства
Название |
Краткие рекомендации |
|
1 |
Закон «О градостроительстве и архитектуре в КР» | Исключение разрешения на строительство/Исключение процедуры выдачи разрешения на строительство после одобрения проекта (госэкспертизы) |
2 |
Об утверждении Положения о порядке выдачи разрешительных документов на проектирование, строительство и иные изменения объектов недвижимости и порядке приемки в эксплуатацию завершенных строительством объектов в КР
ППКР №252 от 30.05.2008 года |
-Упрощение процедуры согласования и введение комплексной экспертизы
-Развитие института негосударственной экспертизы -Устранение монополии государства на объекты 2-3 категории |
3 |
Об утверждении Правил аттестации негосударственной экспертной организации на проведение экспертизы проектной документации для строительства объектов недвижимости
ППКР № 409 от 25 июня 2009 года |
Исключение запрета на осуществление деятельности негосударственными экспертными организациями
Регулирование проф. деятельности специалистов – экспертов |
Архитектурно-строительный надзор и приемка объекта в эксплуатацию:
- ППКР от 10 февраля 2009 года № 95
Об утверждении положения о классификации характеристик объектов строительства и порядке проведения государственного архитектурно-строительного надзора за объектами строительства, реконструкции и иными изменениями объектов недвижимости в Кыргызской Республике.
- ППКР №252 от 30.05.2008 года
Об утверждении Положения о порядке выдачи разрешительных документов на проектирование, строительство и иные изменения объектов недвижимости и порядке приемки в эксплуатацию завершенных строительством объектов в КР.
Противопожарные меры:
- Введение комплексной экспертизы;
- Упрощение процедуры согласования;
- Закон КР «Об обеспечении пожарной безопасности»;
- ППКР №252 ОТ 30.05.2008 года.
Подключение к сетям:
- Интерактивная карта мощностей;
- Отмена авансового платежа 60%;
- Критерии наличия (отсутствия) технической возможности;
- ППКР от 10 февраля 2009 года № 100
Положение о порядке выдачи разрешительных документов на проектирование, строительство и иные изменения объектов недвижимости и порядке приемки в эксплуатацию завершенных строительством объектов в КР;
- ППКР от 22 августа 2012 года № 576
Правила пользования электрической энергией.
Принцип «Единое окно»:
- Реализация принципа «Единое окно» в части получения ТУ;
- Использование Интерактивной карты мощностей;
- Упрощение процедур согласования проектной документации.
Модель «умного» регулирования
Именно такой подход позволяет оценить воздействия принимаемых регуляторов на достижение экономических целей регулирования, качества жизни социума, обеспечения безопасности жизни, здоровья, имущества, а также воздействия на конкуренцию. Любая регуляторная реформа, новая политика встречает определенное сопротивление, однако «Разумное регулирование» нацелено на изменение субъективных представлений о праве лиц принимающих решения действовать, на основе укоренившихся обычаев с ориентиром на бюрократическую машину и практику директивного управления.
Происходящие изменений в политиках регулирования не находили отражение в изменениях функций и полномочий уполномоченных государственных органов, что и порождало периодические откаты в политиках и регуляторных реформах. Но более серьезным вызовом часто является ошибочное понимание «Разумного регулирования» с конкретной повесткой: поскольку считается, что правила защищают ценности или интересы, их исчезновение нередко вызывает сопротивление, а стремление к соревновательности рассматривается как цель, служащая интересам определенных заинтересованных сторон. При проведении информационной политики необходимо обратить внимание на то, что «Разумное регулирование» — это не идеология, а скорее технократический процесс, целью которого является достижение результативности регулирования и отказ от не эффективного регулирования , реализуя подход один новый за один или один за два старых регулятора.