«БизЭксперт»: Бизнес опасается, что новый закон представляет большую угрозу для предпринимательства

0
1089

Аналитикческий центр «БизЭксперт» отмечает, что Правительством в лице Министерства юстиции инициирована и внесена в Жогорку Кенеш новая редакция Закона Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» (далее-Закон «О НПА»).

Как отметили в «БизЭксперт», ознакомившись с проектом НПА, одобренным постановлением Правительства, отмечены следующие недостатки, которые представляют большую угрозу для развития предпринимательства:

1.К подзаконным нормативным актам вновь включены приказы министерств, государственных комитетов и административных ведомств. Однако, придание видов подзаконных актов до ведомственным приказам статуса нормативного акта автоматически приведет к увеличению законодательного массива, ухудшению качества нормативных правовых актов, вследствие отсутствия необходимости согласования их проектов с министерствами и ведомствами. В результате чего возникнет большое число противоречивых и коллизионных нормативных правовых актов. Правоприменительная практика будет перегружена дублирующими, противоречащими и взаимоисключающими нормами с высоким коррупционным риском, вследствие чего права граждан и субъектов предпринимательства будут нарушены, а динамичность сделок и операций упадет в разы. Более того, суды Кыргызской Республики будут перегружены рассмотрением споров и жалоб, возникших вследствие несовершенства законодательства. Не стоить забывать, что государственные органы на сегодня достаточно перегружены разработкой нормативных правовых актов. Предоставляя им право на ведомственное законотворчество, государство лишится ресурсов на разработку страновых документов. Более того, качество реализации такого массива нормативных правовых актов будет однозначно утеряно. Данным проектом Закона «О НПА» Кыргызстан вынуждают возвратиться и отступить на 8 лет назад. В 2010 году и в течение нескольких последующих лет была проделана колоссальная работа по исключению ведомственных актов из числа нормативных правовых актов, потрачены немалые государственные ресурсы для обеспечения качества нормативных правовых актов и сокращения нормативной базы, а также устранения неясностей и противоречий в правоприменительной практике.

2.Проект Закона устанавливает возможность освобождения от проведения АРВ в случаях, определенных Правительством. Данная норма, вследствие содержания бланкетной нормы обладает коррупционным риском и представляет риск расширения практики не проведения АРВ. АРВ является аналитическим методом разработки нормативных правовых актов для обоснованного вмешательства в предпринимательскую деятельность и сокращения числа ошибок в государственном управлении экономикой. Однако, установление возможности не проводить АРВ неизбежно приведет к необдуманному вмешательству в регулирование предпринимательства, вследствие чего привлекательность инвестиционного климата в стране окажется под угрозой.

3.Проект закона ЗАПРЕЩАЕТ депутатам Жогорку Кенеша менять редакцию проекта нормативного правового акта, внесенного без согласия Правительства.

4.В законопроекте сокращены сроки общественных обсуждений в 2 раза. По действующей редакции для вовлечения граждан и организаций в процесс обсуждения, разрабатываемых органами государственной власти проектов НПА, выделяется 1 месяц. В новой редакции Закона он сокращен до 15 КАЛЕНДАРНЫХ дней, в т.е. в этот срок включены выходные, праздничные и нерабочие дни.

5.В проекте закона не нашел отражения принцип, при котором при наличии коллизии нормативных правовых актов, навысшую силу имеет тот нормативно-правовой акт, который устанавливает более благоприятные нормы регулирования деятельности субъекта предпринимательства. Отсутствие правовой нормы, закрепляющей добросовестность предпринимательства, представляет большую угрозу инвестиционной привлекательности страны и экономической активности субъектов предпринимательства.

6.В статье 34 проекта Закона устанавливается право Правительства вводить временное регулирование общественных отношений посредством издания нормативного акта. Однако, все процедуры и порядок проведения пилотного регулирования отданы на решение Правительства. Считаем данную норму высоко коррупционной по причине того, что в законе не содержатся базовые принципы и требования к процедурам пилотного регулирования. Необходимо восполнить данный правовой пробел.

7.Статьей 35 устанавливается децентрализованная база нормативных правовых актов, что породит правовой коллапс в стране как следствие не унифицированной системы учета нормативных правовых актов. Население не способно отслеживать за всеми публикациями и изданиями на уровне Жогорку Кенеша, Правительства, ЦИК, Аппарата Президента и органов МСУ. Отсутствие единой базы НПА повлечет утрату целостности законодательства республики, приведет к возникновению в ней противоречий и неясностей, усложнит процесс их реализации, мониторинга, контроля и надзора. А граждане и предприниматели будут вынуждены тратить большое количество времени только на поиск соответствующего нормативного правового акта.

8.Подается на утрату Закон Кыргызской Республики «Об оптимизации нормативной правовой базы регулирования предпринимательской деятельности» от 5 апреля 2008 года № 55, в котором заложены нормы, создающие благоприятные условия для защиты бизнеса от неразумного, чрезмерного и необоснованного вмешательства государства. В частности, в данном законе закреплены следующие основополагающие принципы регулирования предпринимательской деятельности:

— непрерывность процесса оптимизации нормативной правовой базы регулирования предпринимательской деятельности, прозрачности и стабильности при разработках и исполнении нормативных правовых актов в сфере государственного регулирования предпринимательской деятельности (далее — нормативные правовые акты);
— невмешательство в предпринимательскую деятельность, в том числе недопущение ее приостановления, за исключением случаев, предусмотренных законами;
— разделение функций государственных органов по государственному регулированию и контролю;
— отмена нормативных правовых актов в случае непредставления органами исполнительной власти и органами местного самоуправления их обоснований, подготовленных на основе анализа регулятивного воздействия;
— толкование неясности законодательства в пользу субъекта предпринимательства при возникновении сомнений в применении какого-либо положения законодательства в сфере предпринимательской деятельности;
— недопущение установления и взимания государственными органами и органами местного самоуправления плат, не установленных законами;
— недопущение установления и истребования документов для выдачи лицензий, разрешений и других актов, касающихся предпринимательской деятельности, не установленных законами Кыргызской Республики и/или постановлениями Правительства Кыргызской Республики;

— недопущение ограничения конкуренции и монополизации рынка;
— обеспечение обязательного участия представителей, заинтересованных бизнес-сообществ на всех этапах процесса оптимизации нормативной правовой базы регулирования предпринимательской деятельности;
— постоянная основа, прозрачность и объективность проведения мониторинга и оценки действующих и принимаемых нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, с целью выявления пробелов и коллизий в нормативных правовых актах и установления эффективности правового регулирования предпринимательской деятельности каждым конкретным нормативным правовым актом.

Также в Законе, который предлагается подать на утрату, закреплены за уполномоченным государственным органом следующие обязательства, которые будут утрачены:

— обеспечение непрерывность процесса оптимизации нормативной правовой базы регулирования предпринимательской деятельности;
— осуществление мониторинг за выполнением настоящего Закона органами исполнительной власти и органами местного самоуправления и представляет ежегодно отчеты Правительству Кыргызской Республики;
— ежегодное представление в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики информации о результатах проделанной работы в рамках настоящего Закона;
— организация каждые 5 лет пересмотра нормативных правовых актов с целью приведения их в соответствие с настоящим Законом;
— внесение в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики предложения по приведению законодательных актов Кыргызской Республики в сфере регулирования предпринимательской деятельности в соответствие с принципами,
— привлечение на постоянной основе представителей бизнес-сообщества и гражданского общества для осуществления мониторинга и оценки нормативной правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность, с целью выявления пробелов и коллизий, а также установления эффективности правового регулирования, о чем ежегодно предоставляется отчет в Аппарат Правительства Кыргызской Республики.

Данный Закон выступает нормативной базой функционирования анализа регулятивного воздействия и наделяет Правительство правом при установлении несоответствия нормативных правовых актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления настоящему Закону отменить их своим решением.

Особо хочется отметить, что в Справке-обосновании отсутствует разъяснение причин подачи на утрату Закона Кыргызской Республики «Об оптимизации нормативной правовой базы регулирования предпринимательской деятельности» от 5 апреля 2008 года № 55. Оснований для отмены указанного закона бизнес-сообщество не видит, а инициатор не сумел доказать необходимость подачи на утрату рассматриваемого выше закона.

 

Источник: ИА Кабар

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here