Что происходит с бизнесом из-за проблем на границе Казахстана?

0
1019

Неделю на кыргызско-казахской границе образуются многокилометровые пробки, создавая настоящий коллапс. Из-за задержек большегрузных машин снизился товарооборот между двумя странами. Редакция Kaktus.media обратилась за комментариями к бизнес-сообществу Кыргызстана, чтобы предприниматели рассказали об этом.

По мнению вице-президента Торгово-промышленной палаты КР Нурлана Мусуралиева, очень трудно вести бизнес, когда политика влияет на экономику.

«Сейчас на границе мы видим предвзятое отношение казахской стороны по отношению к нам. Элементарно на границах есть специальные рентген-аппараты для досмотра груза, но именно наших водителей заставляют вручную все открывать и показывать. Зафиксированы случаи срывания пломб», — отметил он.

Несмотря на то что казахская сторона объясняет такие действия повышением контроля на КПП для профилактики «серого экспорта», под удар попали лишь кыргызстанские фуры. Из-за этого предприниматели несут огромные убытки. У многих может продукция пропасть, у кого-то также есть обязательства перед заказчиками, которые ждут товар до определенного времени.

Как отметил Мусуралиев, такая ситуация наблюдается не только на границе Кыргызстана и Казахстана, но и на российско-казахской границе. Опять же казахская сторона создает сложности для прохождения машин с кыргызскими номерами на КПП «Жайсан». На вчерашний день там стояли около 60 фур. При этом машины других государств пропускались без сложностей.

Бизнес-аналитик центра Bizexpert Айнура Чекирова считает, что необходимо вводить нормы ответственности госорганов перед бизнесом.

«Ключевой предпосылкой создания ЕАЭС был принцип свободы перемещения грузов, товара и человеческих ресурсов. Сейчас эти принципы стоят под угрозой. Есть жесткие рамки для бизнеса, при нарушении которых его штрафуют. То же самое должно быть и для второй стороны — государства», — отмечает эксперт.

По ее мнению, ссылаясь на какие-то пункты соглашения, Казахстан усложняет процесс пересечения границы. Это говорит о том, что интеграция ЕАЭС сейчас зависит от политических решений, чего быть категорически не должно.

«Речь не идет о том, что убытки несут только кыргызские предприниматели. Бизнес — это двухсторонний процесс, и казахские предприниматели страдают не меньше.»

Ассоциация международных автоперевозчиков КР заявляет, что никаких продвижений на границах нет.

«Наших водителей досматривают. И цепляясь буквально к мелочам, разворачивают обратно. К сожалению, никак на ситуацию мы повлиять не можем», — отметили в организации.

По словам членов ассоциации, такая ситуация наблюдается на всех КПП, которые граничат с Казахстаном.

Президент Ассоциации рынков, предприятий торговли и сферы услуг Сергей Пономарев считает, что этот вопрос нужно поднять.

«В ЕАЭС нет моментов и механизмов, обязывающих участников ЕАЭС, но есть суд ЕАЭС. Действия чиновников Казахстана наносят существенный урон торгово-экономическому сотрудничеству и имиджу долгосрочного планирования перехода из площадки ЕАЭС в более широкую площадку. Понятно, что через пять-десять лет ЕАЭС будет иметь совершенно другие границы, и этот урон должен как можно быстрее устраняться», — заявил он.

По мнению эксперта, Казахстан в одностороннем порядке ввел тотальный контроль на границах, тем самым причиняя ущерб не только кыргызским, но и казахским бизнесменам.

«Сегодня готовится открытое письмо в Национальную экономическую палату «Ата Мекен», которая обладает большим весом в Казахстане.»

Сейчас же пропускают по одной машине раз в час или два часа, но часто случается, что уже на второй границе (российско-казахской) при выезде из страны также строят помехи.

«Они мотивировали такой контроль борьбой с контрафактом и терроризмом и по логике вещей должны были спокойно пропустить фуры дальше в Россию, но их опять держат в очередях или же разворачивают обратно», — добавил Пономарев.

В кондитерском доме «Куликовский» рассказали, что компания продолжает вывоз в Казахстан, но процесс проходит проблематично.

Так как рынок в Алматы у нас достаточно большой, нам нужна постоянная отгрузка продукции. До выборов морозильные фуры на границе стояли двое с половиной суток. Еще раз в день в Алматы возились заказные торты. Эти поставки мы приостановили. Клиентов пришлось обзвонить и сообщить им, что поставок пока не будет. Мы решили небольшие машины с заказными тортами даже не отправлять.

Владелец компании по производству мороженого Fresco Рашид Иваев рассказал, что бизнес в Алматы не страдает, так как в Казахстане самостоятельно изготавливают мороженое.

«Но мы планировали везти фисташки. Если проблемы продолжатся, то и для нас это станет проблемой», — добавил предприниматель.

На днях Казахстан ввел запрет на ввоз молочной продукции из Кыргызстана. По словам властей, это произошло из-за «усиления ветеринарного контроля» на кыргызско-казахской границе.

По данным министерства, это случилось после обнаружения нарушений при инспекции фирм и их ввозимой продукции.

По поводу запрета на ввоз молочной продукции высказался экономический эксперт Азамат Акенеев. Так, по его словам, сейчас около 15 предприятий внесены в общий реестр, имеющих право экспортировать молочную продукцию. Этот реестр создавался после посещения заводов всеми членами ЕАЭС и подтверждения их соответствия всем нормам.

«Вчера Казахстан в одностороннем порядке запретил ввоз молочной продукции пяти предприятиям непонятно на каких основаниях. Чтобы это сделать, необходимо сначала инициировать проверку на самом предприятии обязательно с участием кыргызской стороны. Только после этого продукция может быть вычеркнута из реестра. Но наша сторона никаких официальных уведомлений не получала, тем более проверок никаких не было. Это говорит о нарушении норм ЕАЭС», — сообщил эксперт.

Также он отметил, что если ситуация в ближайшие дни не наладится, то для бизнес-сообщества, а следовательно, и экономики страны наступит катастрофа.

«Уже сейчас некоторые поставщики из других стран отказываются отправлять нам товары и сырье, потому что выехать обратно будет очень сложно. Предприниматели терпят огромные убытки. Таким образом может возникнуть нехватка товаров народного потребления, скоропортящихся продуктов», — прокомментировал Акенеев.

Напомним, проблемы с прохождением границы из Кыргызстана в Казахстан начались 10 октября. Люди часами не могут перейти кыргызско-казахскую границу. Лишь 11 октября поздно вечером Казахстан озвучил официальную причину введения усиленного пограничного контроля. По данным казахстанской погранслужбы, все дело в плановой операции. Однако люди, ждущие на границе, считают, что причину следует искать в недавних резких высказываниях президента Алмазбека Атамбаева в отношении казахстанских руководителей. В частности, Атамбаев заявил, что казахские власти пытаются навязать Кыргызстану удобного им президента, любят Бакиевых и разворовывают богатства своей страны. В ответ на речь президента Кыргызстана премьер-министр РК Бакытжан Сагинтаев сообщил, что все транспортные выходы КР идут через Казахстан. Во время встречи в Сочи премьер-министр Кыргызстана Сапар Исаков попросил президента Казахстана Нурсултана Назарбаева помочь с решением сложной ситуации, на что последний поручил правительству «снять образовавшиеся вопросы» (позже официальный Казахстан опроверг эту информацию).

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here