Бизнес-омбудсмен в Кыргызстане. Каким он должен быть?

0
1422

В Кыргызстане уже скоро появится бизнес-омбудсмен. На днях премьер-министр Мухаммедкалый Абылгазиев подписал постановление правительства об образовании института бизнес-омбудсмена – уполномоченного лица по защите прав, свобод и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.

Событие довольно значимое для нашей страны, поскольку создание данного института долгое время рассматривалось лишь на уровне обсуждений. Теперь же будет активно разрабатываться законодательная база, и уже к лету в республике появится бизнес-омбудсмен.

Зачем нам нужен новый институт и чем он будет заниматься, «Акчабару» рассказали эксперты.

В последнее время предприниматели все чаще жалуются на то, что в КР законы не исполняются.

«Этот институт есть не везде, в основном в развивающихся государствах, где не установилось верховенство закона. Правоохранительные, таможенные, фискальные и другие органы зачастую нарушают права бизнесменов, поэтому бизнес-омбудсмен однозначно нужен, — считает эксперт Совета по развитию бизнеса Азамат Акенеев. — Предприниматели смогут обратиться к нему, если считают, что их права нарушены. Бизнес-омбудсмен выслушает каждую сторону и разработает рекомендации. Он будет являться своеобразным институтом досудебного разбирательства».

Чтобы институт омбудсмена работал эффективно, он должен принимать объективные решения, а для этого он должен полностью быть независимым, считает заместитель исполнительного директора Международного делового совета (МДС).

«Самое главное – достичь того, чтобы проблемы бизнеса и предпринимательства решались, во-первых, эффективно, а во-вторых, в оперативном порядке. Полная независимость этого института является основой для его эффективной работы. По отдельности ни бизнес, ни госорганы, ни международные организации, которые войдут в состав наблюдательного совета, не имеют права влиять на деятельность института и самого бизнес-омбудсмена», — отметил Данияр Медеров.

Однако то, что предприниматели могут обращаться в специальный институт, не значит, что все решения будут приниматься в их пользу.

«Вся суть заключается в том, что бизнес-омбудсмен будет неким экономическим прокурором, который будет оценивать объективность поданной жалобы со стороны бизнес-сообщества, и не факт, что в результате рекомендаций будет соблюдена сторона только бизнеса или предпринимателя. Здесь также будут учитываться интересы государства. Независимость и объективность – это зерно успешной деятельности данного института», – полагает Медеров.  

Кроме того, бизнесменам не стоит рассчитывать на то, что вынесенные рекомендации в их пользу сразу же будут исполняться госорганами.

«Это не решение суда, это не решение прокуратуры, поэтому государственный орган не обязан будет исполнять рекомендации бизнес-омбудсмена. Здесь очень многое может зависеть от премьер-министра и президента, насколько они будут поддерживать деятельность этого института», – считает Акенеев.

Для того чтобы к решениям бизнес-прокурора прислушивались, необходимо сделать его голос весомым.

«Нам нужно акцентировать внимание на том, насколько этот институт сможет стать сильным. Действительно ли он сможет стать независимым. Какие факторы влияют на то, чтобы он стал независимым», – заметил председатель правления бизнес-ассоциации ЖИА Темирбек Ажыкулов.

Очень много будет зависеть от того, кто займет заветный пост и будет строить работу всего института. По словам экспертов, сейчас формируется база кандидатов на пост бизнес-омбудсмена и его заместителей. Назначать их будет наблюдательный совет.

«Наблюдательный совет состоит из представителя правительства, то есть министра экономики, бизнес-ассоциации и международного донора, который финансирует деятельность института, а им является Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР)», – пояснил Ажыкулов.

Несмотря на то что пока неизвестно, кто станет бизнес-омбудсменом, уже прописаны критерии, согласно которым он будет избран.

«Кандидат должен иметь высшее образование, не иметь судимость, не состоять в политической партии, не заниматься предпринимательской деятельностью. Но основное ожидание бизнеса в том, что омбудсменом должен быть человек, который имеет опыт работы с предпринимателями, который знает и понимает проблемы бизнеса. Он также должен понимать, как работает бизнес в регионах. Мы хотим видеть такого омбудсмена, который знает проблемы, понимает их и может их поднимать», – отметил председатель правления бизнес-ассоциации ЖИА.

Пока о том, как будет строиться работа института бизнес-омбудсмена, известно лишь в общих чертах, поскольку законодательной базы еще нет, ее сформируют в течение полугода. И лишь после принятия соответствующего закона будет избран кандидат. Однако, по словам Акенеева, такие инициативы уже могут внести вклад в общую инвестиционную привлекательность Кыргызстана.

«Когда страна создает такой институт, это дает общий сигнал отечественным и иностранным предпринимателям о том, что в этом государстве власти пытаются что-то делать для развития бизнес-среды, чтобы предпринимателю работалось лучше», – пояснил он.

Источник:Akchabar

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here