Какова роль СЭЗ в странах ЕАЭС

0
2770

Институт свободных экономических зон (далее СЭЗ) представлен в каждом государстве членов ЕАЭС, которые имеют свою историю и специфику функционирования. В рамках ЕАЭС деятельность СЭЗ регламентируется следующим документами:

  1. Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18.06.2010г.
  2. Соглашение о свободных складах и таможенной процедуре свободного склада от 18.06.2016г.
  3. Положение об особенностях определения таможенной стоимости товаров при завершении таможенной процедуры свободной таможенной зоны и таможенной процедуры свободного склада
  4. Таможенный кодекс Таможенного союза от 27.11.2009г. В ближайшее время ожидается вступления в силу новой редакции Таможенного кодекса.
  5. Национальные нормативно-правовые акты (НПА) стран-участниц ЕАЭС

Опираясь на текущие НПА, можно отметить, что для определенной категории СЭЗ, которые осуществляли поставки на территорию Таможенного союза теряются преференции и льготы в части таможенных пошлин, т.е. теперь субъекты СЭЗ стран-участниц ЕАЭС, поставляющие свою продукцию в Кыргызстан, Россию, Казахстан, Беларусь и Армению вынуждены будут оплачивать таможенные пошлины в полной мере. Эта мера урезает возможности для функционирования СЭЗ, не говоря об их развитии.  Следовательно, возникает вопрос о роли института СЭЗ в рамках ЕАЭС. Чтобы найти ответ на этот вопрос проведем сравнительный анализ СЭЗ в разрезе государств-членов ЕАЭС.

Типология и характер СЭЗ и его альтернатива

Количество СЭЗ в странах ЕАЭС варьирует от 2 до 33. Наибольшее число СЭЗ приходится на Россию, а наименьшее – на Армению.

Кыргызстан по численности СЭЗ занимает последние позиции в Союзе (см.Рис. 1).

pict_-_1

Рис.1 Количество СЭЗ в странах ЕАЭС

Типология экономических зон в мировой практике насчитывает порядка 25 разновидностей. Типология СЭЗ в ЕАЭС выглядит следующим образом:

Страна

Наименование СЭЗ

Сфера деятельности

Кыргызстан

·         «Маймак»

СЭЗ промышленного типа

·         «Лейлек»

СЭЗ промышленного типа

·         «Каракол»

СЭЗ промышленного типа

·         «Нарын»

СЭЗ промышленного типа

 

 

Казахстан

·         «Астана – новый город»

СЭЗ промышленного типа

·         «Морпорт — Актау»

СЭЗ промышленного типа

·         «Парк информационных технологий»

СЭЗ технологического типа

·         «Онтустiк»

СЭЗ промышленного типа

·         «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк»

СЭЗ промышленного типа

·         «Бурабай»

СЭЗ туристического типа

·         «Павлодар»

СЭЗ промышленного типа

·         «Сарыарка»

СЭЗ промышленного типа

·         «Хоргос – Восточные ворота»

СЭЗ логистического типа

·         «Химический парк Тараз»

СЭЗ промышленного типа

 

 

 

 

 

Россия

·         ОЭЗ «Алабуга»·         ОЭЗ «Липецк»·         ОЭЗ «Тольятти»

·         ОЭЗ «Титановая долина»

·         ОЭЗ «Моглино»

·         ОЭЗ «Калуга»

СЭЗ промышленного типа

·         ОЭЗ «Дубна»·         ОЭЗ «Санкт — Петербург»·         ОЭЗ «Зеленоград»

·         ОЭЗ «Томск»

·         ОЭЗ «Иннополис»

СЭЗ технологического типа

·         ОЭЗ «Байкальская гавань»·         ОЭЗ «Бирюзовая Катунь»·         ОЭЗ «Ворота — Байкала»

СЭЗ туристического типа

 

СЭЗ логистического типа

·         ОЭЗ «Ульяновск»

Беларусь

·         «Брест» СЭЗ промышленного типа

·         «Минск»

СЭЗ промышленного типа

·         «Гродноинвест»

СЭЗ промышленного типа

·         «Могилёв»

СЭЗ промышленного типа

·         «Витебск»

СЭЗ промышленного типа

·         «Гомель — Ратон»

СЭЗ технологического типа

Армения

·         «Ситроникс Армения»

СЭЗ технологического типа

·         «Альянс»

СЭЗ технологического типа

·         «Меридиан»

СЭЗ ювелирного типа

Из таблицы можно отметить, что Кыргызстан является наиболее уязвимым в части СЭЗ, т.к. имеет только один вид СЭЗ. Остальные страны диверсифицированы в части разновидности СЭЗ.

Наряду с СЭЗ существуют и другие виды зон с особыми условиями, которые могут расцениваться как альтернативы:

Страна Вид зоны

Примечание

Кыргызстан Парк высоких технологий /Технологические парки

Функционирует только один Парк высоких

 

технологий с 8-мью резидентами.

 

Инвестиции в развитие зоны производится резидентами без участия госдуарственных вложений

Промышленно-производственные зоны (ППЗ) Закон о ППЗ находится еще в статусе «Проект», поэтому этот вид зон ожидается в будущем.
Россия Территории опережающего социально-экономического развития (ТОР) Уже создано 12 ТОР, количество резидентов которых составляет 16 ед.Резиденты получат льготы по налогу на прибыль (федеральная часть — 0%, пониженная региональная часть) и освобождение по налогу на имущество. Кроме того, для них предусмотрено снижение тарифа по страховым взносам более чем в четыре раза — до уровня 7,6% (в Пенсионный фонд — 6%, Фонд социального страхования — 1,5%, Федеральный фонд ОМС — 0,1%).Государственные инвестиции составляют 67% от всех вложенных инвестиций.
Казахстан В стране существуют только специальные экономические зоны, которые регулируются законом «О специальных экономических зонах» от 2011г.СЭЗ условно разделены на группы:1.       Промышленно-производственные зоны

2.       Сервисные

3.       Технико-внедренческая зона

Других видов зон и территорий в стране не имеется. Льготы и преференции для всех СЭЗ общие, но для СЭЗ «Астана новый город» и «Астана новый город» имеются дополнительные льготы.

Беларусь Деятельность СЭЗ регламентируется законом «О свободных экономических зонах».Парки высоких технологий и индустриальные парки являются разновидностью особых экономических зон (СЭЗ) и регулируются законом о СЭЗ, указом и декретом Президента, положением в отношении отдельных парков.
Армения В стране существуют только СЭЗ, которые регламентируются законом о СЭЗ.Других видов зон не существует.

Стоит отметить, что в 2016г. Россия приостановила вложения в СЭЗ и переводит акцент на ТОР[1]. В ТОР Россия видит альтернативу для СЭЗ, который предполагает кластерный подход в развитии региона. Следовательно, ценность СЭЗ в политике России сокращается и переходит на задний план. В Казахстане и Армении отмечается обратная картина, т.е. внимание к развитию СЭЗ на передовых планках. СЭЗ в этих странах расценивается как институт привлечения инвестиций в отдельные отрасли с целью их развития. Ярким примером может служить инициатива Армении по созданию ювелирной СЭЗ «Меридиан», которая нацелена на поддержку и продвижение ювелирной отрасли страны.

В Кыргызстане институт СЭЗ очень слабый, т.к. не имеет государственную поддержку ни в части инвестиций, ни в части политики. При создании СЭЗ в Кыргызстане преследовалась цель – развитие депрессивных регионов. Реализация этой идеи не оправдала возлагаемые ожидания по причине отсутствия инвестиций в развитие СЭЗ, т.е. в его инфраструктуру, кадровый потенциал, управленческую модель. На сегодняшний день в Кыргызстане СЭЗ является государственным предприятием в то время как передовые СЭЗ мира перешли на аутсорсинг управления, передав управление Управляющей компании.

Инвестиции, производство и рабочие места в СЭЗ

Качество и количество инвестиций в СЭЗ определяют эффективность функционирования СЭЗ. У стран-участниц ЕАЭС структура и объем инвестиций разнообразный. Под инвестициями подразумевается объем вложений в проекты и инфраструктуру СЭЗ. Не по всем странам представляется возможным отследить объем инвестиций, поэтому картина по инвестициям представлена частично.

В Казахстане была принята Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития, в рамках которого за 5 лет в инфраструктуру СЭЗ было вложено 143,8 миллиарда тенге государственных инвестиций. За годы реализации программы в проекты привлечено 336 миллиардов тенге, объем производства составил 678 миллиардов тенге, а количество рабочих мест возросло до 7 433[1]. По состоянию на 2015 год СЭЗ привлекли инвестиций на сумму 375,5 миллиарда тенге и создали 9 230 рабочих мест. Подход в развитии СЭЗ – проектный, что обеспечивает эффективность в достижении поставленных целей.

В России с 2006 – 2015гг. на создание 33 зон было потрачено 186 млрд рублей, из них 122 млрд — из федерального бюджета[2]. Сумма налоговых и таможенных платежей за этот период составил 40 миллиардов рублей[3].

В Беларуси объем накопленных всеми СЭЗ прямых иностранных инвестиций на 1 января 2016 г. составил 850 млн. долларов США, что составляет только около 5% от накопленных прямых иностранных инвестиций Беларуси. Количество рабочих мест в СЭЗ составляет 139 700 человек, т.е. в СЭЗ работает только около 3% от общего занятого населения Беларуси.

В Армении объем инвестиций на создание СЭЗ «Меридиан» составил порядка 10 млн. долларов США. На июнь 2016г. объем инвестиций в СЭЗ «Меридиан» составил 93, 7 млн. долларов США, с созданием 275 рабочих мест. Инвестиционные программы компаний, задействованных в СЭЗ «Альянс», составил 17,5 млн. долларов США, что подразумевает создание 230 новых рабочих мест[4].

В Кыргызстане информация об объеме инвестиций в проекты и инфраструктуру, количеству рабочих мест отсутствует. За 6месяцев 2016г. СЭЗ в виде налогов пополнили государственный бюджет на сумму 114млн. сом[5]. Из 5-ти СЭЗ фактически функционирует только СЭЗ «Бишкек».

1486015561 (1)

Остальные 4-ре СЭЗ остановили свою деятельность по причине несоответствия требованиям Таможенного союза относительно СЭЗ, которая обязывает СЭЗ иметь огражденную территорию оснащенную видео-оборудованием, таможенной зоной и прочей инфраструктурой. Этим требованиям четыре СЭЗ и пяти не отвечают, поэтому не признаются СЭЗ, следовательно, субъекты этих СЭЗ теряют статус резидента СЭЗ и все преференции. Стоит отметить, что вложения в инфраструктуре этих четырех нефункционирующих СЭЗ со стороны государства не производились, что и стало ключевым фактором провала института СЭЗ в Кыргызстане. Не менее важным фактором, который способствовал закрытию СЭЗ и уходу предпринимателей из СЭЗ – это мера Таможенного союза, согласно которому товары произведенные в СЭЗ стран-участниц ЕАЭС при поставке на территорию Союза приравниваются к импортным поставкам из третьих стран и облагаются таможенными пошлинами, т.е. преференции для СЭЗ были ликвидированы. Таким образом, без государственных вложений в инфраструктуру СЭЗ в Кыргызстане закончат свое функционирование и будут ликвидированы.

На основе вышеуказанных данных можно отметить, что СЭЗ в Кыргызстане имеют наихудшую позицию среди стран ЕАЭС, поэтому перспектива СЭЗ в Кыргызстане оставляет желать лучшего.

Эксперт АЦ «БизЭкперт» — Гульнур Чекирова

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here