Глобализация экономики захватила в себя все континенты и страны, оставаться в стороне почти невозможно. Экспортная деятельность больше не является роскошью, которым занимаются только крупные предприятия. Малые и средние предприятия многих стран, внедряют инновационные подходы в производство и управление, осваивают новые формы международного сотрудничества, расширяют свое участие в международной торговле. С присоединением Кыргызстана к торговым объединениям и присвоением статуса ВСП+ открывают новые возможности выхода на новые рынки. Но задается большой вопрос: «Готов ли кыргызский малый и средний бизнес (далее – МСБ) стать экспортером?»
На территории Кыргызской Республики действует более 13,5 тыс. МСБ, из них 12,7 тыс. — малые предприятия и 0,8 тыс. — средние предприятия. Более 25% из действующих предприятий осуществляют свою деятельность в оптовой и розничной торговле; 16,5%- в промышленности, 11,8% – в профессиональной, научной и технической деятельности. Число индивидуальных предпринимателей, зарегистрировавших открытие своего бизнеса, за прошлый год составило 350,7 тыс. человек.
В среднем за 2010-2014гг. доля валовой добавленной стоимости, произведенной субъектами малого и среднего предпринимательства, составила около 40% к ВВП. Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства (без крестьянских и фермерских хозяйств) в 2014г. составила 88,5 тыс. человек, или 3,9% в общем числе занятых в экономике. Экспортные поставки в 2014г. сложились в размере 465,4 млн. долларов США, что на 19,5 процента меньше, чем в 2013г.[1]
Отсутствие четко выработанных направлений по наращиванию экспортного потенциала приводит к тому, что все правительственные программы, направленные на содействие развитию экспорта, не выполняются в полном объеме. И, как правило, стимулирование экспорта не происходит, а во внешней торговле доминирует импорт. Национальные предприятия не видят стимулов развиваться и во многом не ориентируются на внешний рынок. Что в свою очередь, снижает инвестиционную привлекательность национальных товаропроизводителей.
Основной сложностью вывода кыргызской продукции на внешние рынки является сырьевая направленность экспорта. Готовая продукция в статьях экспорта занимает малую долю. Это говорит о том, что на сегодняшний день в Кыргызстане большая часть промышленных предприятий, способных производить готовую продукцию, просто не функционируют или же их производственные мощности заняты только на 20%. Используемое оборудование является морально устаревшим, износ составляет около 80%. Предприниматели не могут расширить по причине сложного доступа к финансам, которые выдаются только при наличии залога и имеющихся крупных торговых оборотов. Но обороты невозможно нарастить без дополнительных финансовых вливаний в оборудование и оснащение, следовательно, возникает палка на двух концах, которую невозможно разрешить.
Исследование рыночных ниш является основой маркетинга и предполагает анализ всех условий, имеющих значение для успешной реализации товара. В наших менталитетах есть такое понятие как кыргызские товары уникальные, то что у нас растет/производится самые экологические и весь мир только ждет наших товарах в своих рынках. На самом деле это не так. Когда отечественные компании начинают выходит в новые рынки, рекомендуется следующая матрица. Выявление спроса -> выявление востребованных продуктов –> для чего производить востребованную продукцию.
- Необходимо проанализировать «внешнее окружение предприятия». В рамках этого анализа рассматриваются макроэкономические показатели (экономические, политические, технологические, социокультурные факторы), также надо анализировать состояние рынка и конкурентную среду.
- Проанализировать сильные и слабые стороны предприятия. Это необходимо для того, чтобы выявить возможности и трудности, а также глобальные тенденции. Помимо этого, предприятие должно определить свое конкурентное преимущество. Руководители предприятия должны знать, что они предлагают на рынке и какие рынки они обслуживают. Они должны быть в курсе технологических и ресурсных возможностей предприятия, его потенциальных продаж и прибыли.
- При разработке стратегии экспорта необходимо учитывать интересы и ожидания всех заинтересованных лиц. Часто разные группы заинтересованных лиц имеют противоположные интересы и ожидания.
До того, как начинать анализ внешнего рынка предприятию следует установить свои международные маркетинговые цели и задачи.
Специфические особенности международной торговли имеют свои формы и виды. Постоянно продолжается процесс унификации норм и правил торговли для членов-участников внешнеэкономической деятельности и адаптации к ее специфике неизбежна для каждого предприятия, вступающего в мировое торговое сообщество экспортеров.
Одним из важнейших факторов экспорта является соответствие и гармонизация стандартов качества и сертификация. Гармонизация требований стандартов с международными стандартами осуществляется в основном в части методов контроля качества продукции, а также требований, предъявляемых к упаковке и маркировке. Существует проблемы при сертификации продукции в соответствии с требованиями ЕАЭС и Евросоюза. Основная причина кроется в низком потенциале в области менеджмента качества и высокой стоимости процедуры сертификации. В скором времени эта проблема будет очень актуальна, так как вступая в Евразийский экономический союз в августе 2015 года, Кыргызстан взял на себя обязательство за 2 года обеспечить предприятия пищевой промышленности сертификатами НАССР (ХАССП). В августе 2017 года заканчивается переходный период по пищевой безопасности. Однако, отечественные фирмы не в состоянии получить их, если только не объединяться в кооперативы. Если говорить о сертификации, то есть независимые фирмы по стандартизации ХАССП. Они проверяют не качество выпускаемой продукции, а условия производства. Предприятиям необходимо за свой счет приглашать специалистов компаний по сертификации ХАССП. И на выполнение их предписаний требуются большие деньги – не менее $10-20 тыс. Эти затраты возникают вследствие того, что производитель не учел стандарты при создании инфраструктуры, из-за этого он будет вынужден переделывать заново, затрачивая лишние средства. При нынешнем состоянии наших компаний на это уйдет 1-2 года.
Следующая проблема международной торговли заключается в существовании административных, бюрократических барьеров. К таким преградам можно отнести следующие: бюрократически усложненные этапы экспортно-импортных процессов и процедур, неразвитость системы страхования, несоблюдение принципа открытости процедур, отсутствие логистики и др.
Но такие проблемы пережили и другие государства, которые неординарным способом решили и активно экспортируют, поддерживая отечественное производство. Мы проанализировали страны (Малайзия, Южная Корея, Грузия) где МСБ активно занимается экспортом и нашли уроки которые наша страна могла бы адаптировать.
Южная Корея
1980-1990 после кризиса была проведена финансовая стабилизация и либерализация финансовой сферы, внешней торговли и иностранных инвестиций. Основу составили следующие мероприятия со стороны государства:
- Поддержка малого и среднего бизнеса посредством резервирования для них части льготных кредитов, а также отказ от всесторонней поддержки крупных производителей.
- Свобода ценовой конкуренции на основе привлечения иностранного капитала.
- Разработано новое патентное законодательство, усиливающее иностранную конкуренцию.
- Был принят закон о стимулировании иностранных инвестиций с целью обеспечения полной либерализации рынка финансового капитала с 1988г.
Главным итогом реформ являлась либерализация внешней торговли, что имеет особую важность для Южной Кореи в связи с отсутствием своих природных ресурсов. Объем импорта возрос с 68,6% до 93,6% за 7 лет (1980-1987гг.), а в 1988г. Составил 95%, а доля национальных предприятий, недоступных для иностранных инвесторов составил 2%.
Грузия
В Грузии с 2004 по 2013г. в 4,5 раза вырос экспорт. Если смотреть их опыт, то за расширение и диверсификацию экспорта должен был отвечать частный сектор, а Правительство взяло на себя ответственность развивать международные отношения с существующими и потенциальными торговыми партнерами; защищать интересы национальных экспортеров на международных рынках; развивать национальную инфраструктуру контроля качества в соответствии с международными требованиями; пытаться снизить технические барьеры в международной торговле; предоставлять экспортерам информацию об экспортных рынках и поддерживать развитие транспортной и логистической инфраструктуры.
Правительство Грузии взяв на себя обязательства, решил следующие вопросы в торговле.
- Уменьшил технические барьеры в торговле.
- Способствовал экспорту сельхозпродукции.
- Создал системы содействия развитию экспорта.
- Развил международные торговые отношения и установил цели содействия экспорту.
Были созданы следующие институты:
«Центр защиты интересов экспортеров» — собирает информацию о проблемах, с которыми сталкиваются грузинские предприниматели, ориентированные на экспорт, в сфере международной торговли.
«Грузинское национальное инвестиционное агентство» — создание интерактивной базы грузинских экспортеров и товаров на площадке www.tradeingeorgia.com.
«Агентство развития предпринимательства» — стимулирование развитие малого и среднего предпринимательства в стране.
«Произведено в Грузии» — поддерживает промышленное производство и сельскохозяйственную обработку.
«Агентство содействия экспорту» — Работа этой организации сосредоточена на четырех главных аспектах: защите инвестиций, экспортном кредитовании, финансовых гарантиях и факторинговых операциях. Агентство оказывает поддержку местным компаниям, ориентированным на экспорт, помогая им получать финансирование для локальных операций, а также развивать и повышать их экспортный потенциал.
«О защитных мерах в торговле» — призванный защитить национальную промышленность от увеличения импорта на территорию Грузии в таких количествах и на таких условиях, который причиняет серьезный ущерб или создает угрозу причинения такого ущерба внутренним производителям аналогичного или непосредственно конкурирующего товара.[2]
Малайзия
Внешняя торговля Малайзии — это фактор макроэкономической стабильности и структурной перестройки экономики; фактор повышения благосостояния населения через внешнеторговую политику. Основные этапы внешнеторговой политики Малайзии тесно увязаны с промышленной стратегией страны и курсом на импортозамещения и экспорт ориентацию.
Торговая политика Малайзии отличается сбалансированностью: при минимальном вмешательстве государства во внешнеторговую сферу существуют эффективные элементы государственного контроля (индикативное планирование экономики, тарифно-таможенный контроль, налоговое и валютное регулирование, субсидирование и льготное кредитование и т.п.).
Из опыта этих трех стран можно сделать вывод, что государства всячески поддерживал создавая условия малому и среднему бизнесу расти и выйти во внешний рынок. Да и представители МСБ смогли вовремя реагировать и пользоваться всеми преимуществами, которые предлагались им.
Опыты других стран показывает что МСБ может экспорт ориентированным. Кыргызстану нужно оптимизировать работу существующих институтов, если есть необходимость создать новые, и надо добиться их слаженной работы, создавая информационную площадку и условия для представителей МСБ.
В Корее и Малайзии поддержали МСБ посредством резервирования для них льготных кредитов, что надо бы перенять для нашей страны, так как в нашей стране МСБ жалуются на высокий процент кредитования и пересмотреть правила с залогом. Во всех этих странах работали над расширением и диверсификацией экспорта, стимулировании иностранных инвестиций с целью обеспечения полной либерализации, чтобы добиться этого нужно обеспечить инвестиционный климат в стране, обеспечить их доступность представителям МСБ.
Наряду с преимуществами выхода на внешний рынок значительнее выявляются риски, исчезают стереотипы «своих» национальных способов ведения бизнеса, повышается уровень ответственности персонала и конкурентоспособности всего предприятия в целом. Именно поэтому перед принятием решения о начале экспортной деятельности важно провести серьезный анализ существующего потенциала и финансовых возможностей предприятия, определить экспортный потенциал продукции, услуги и изучить приоритетные экспортные рынки.
Старший аналитик — Мыктыбек Осмоналиев