Единый ювелирный бренд ЕАЭС: за или против?

0
294

25 июня. BizNews — Пятилетнюю деятельность Евразийского экономического союза подытожили главы стран ЕАЭС на саммите в Казахстане, пишет KP.KZ

На нем генеральный директор Ассоциации «Гильдия ювелиров России» Эдуард Уткин отметил, что для объединения потенциала ювелирной отрасли стран ЕАЭС и разворачивания этого потенциала в сторону экспорта по инициативе ЕЭК в прошлом году начата проработка целесообразности создания Евразийского ювелирного бренда. Что это нововведение будет означать для Казахстана, рассказала Маргарита Дядяева, директор филиала группы компаний AsstrA в Алматы.

Задумка единого бренда в том, чтобы сменить расстановку сил на мировом рынке ювелирных изделий и бриллиантов. Страны ЕАЭС сейчас лидируют по добыче алмазов — конечно, надо учитывать, что на одну Россию приходится 30% мировой добычи. Но ювелирный экспорт ниже экспорта алмазов в 50 раз, в связи с чем доля ЕАЭС на международном рынке составляет менее одного процента. Получается, что на данный момент ЕАЭС — только поставщик сырья. При этом экономические показатели отрасли таковы, что прибыль от добычи алмазов — это 20%, от огранки — 5%, а от продажи готового изделия — минимум 100%.

Если говорить о Казахстане, то у нас вообще один из самых низких в мире показателей внутреннего рынка: по данным Лиги ювелиров РК, 90% изделий — контрафактный товар.

Однако, потенциал довольно большой: огранка драгоценных камней в ЕАЭС происходит по всем международным стандартам и требованиям. Единый бренд даст возможность выйти на рынки Азии и Ближнего Востока. По приблизительным подсчетам ЕЭК, благодаря проекту объем экспорта ювелирных товаров может вырасти до $1 млрд 350 млн — то есть, примерно в восемь раз, и в такой же прогрессии увеличится добавленная стоимость изделий — до $630 млн.

По данным Тиграна Саркисяна с заседаний ЕЭК, «Комиссия уже подготовила проект «дорожной карты», который сейчас обсуждается с деловым сообществом и государственными органами. В ближайшие годы одним из главных трендов развития мировой ювелирной отрасли станут консолидация, увеличение доли брендовой продукции, сокращение времени цикла разработки продукта. Это значит, что национальные бренды смогут стать известными в мировом масштабе благодаря консолидации. Прогнозируется, что к 2020 году доля брендовой ювелирной продукции в мире увеличится в 1,5-2 раза и составит уже 30-40%. Сейчас их доля составляет порядка 20% всего рынка.»

«Мы подготовили проект Плана по развитию ювелирной промышленности в ЕАЭС, который включает ряд мероприятий по созданию институциональной среды и инфраструктур для обеспечения экспорта этой продукции», говорил в апреле член Коллегии Александр Субботин.

Но нужно учитывать основные проблемы, которые могут тормозить ход проекта Единого бренда: в ЕАЭС нет ни маркетинговой и торговой компании по продаже ювелирных товаров, ни в достаточной степени продвинутой логистической инфраструктуры — хотя второе направление развивается сейчас довольно активно. К тому же очень важно продумать налаженную систему борьбы с контрабандой на территории своих стран, и после этого уже выходить на новые рынки.

Лига ювелиров РК также пока что не может ответить на множество открытых вопросов: когда будет готова законодательная база, ГОСТы, финансирование проекта и его продвижения, документы, регламентирующие качество изделий, и многое другое. Необходимо поощрять внутреннее производство в стране, повышая квалификацию профессионалов и производя любые комплектующие только в Казахстане.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here